Виды ручного кружевоплетения

Виды ручного кружевоплетения

Виды ручного кружевоплетения

Кружево — чудесный аспект народной культуры. Кружевницы, создавая изделия, вкладывают в тонкое кружево не только свое мастерство и вдохновение, но и теплоту своей души. Тонко выполненное, изысканное кружево всегда было признаком роскоши и богатства. Существует довольно много видов кружевоплетения и в данной статье мне хотелось бы сделать краткий обзор наиболее известных техник плетения ручного кружева.

Фриволите

Начать свой мини-обзор мне хотелось бы с горячо любимого мною челночного кружевоплетения – фриволите. Фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью одного или нескольких челноков (или иглы). Соединяют отдельные элементы между собой с помощью крючка.

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут определить, где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Одно известно точно, что в Россию оно пришло из Франции. Фриволите дает мастеру большой простор для создания разнообразных кружевных изделий от традиционных салфеток и воротничков до шляпок, митенок, декора разнообразной одежды, скатертей, эксклюзивного постельного белья, предметов интерьера, декоративных панно и, конечно же, кружевных украшений.

Именно на основе фриволите московскими мастерицами была разработана новая техника – Анкарс или ювелирное кружево. Анкарс по определению разработчиков — это техника оттеночной декорировки основы, выполненной в процессе ручного челночного плетения (фриволите) или после его завершения. При создании изделий в технике анкарс используются не только приемы фриволите, но и техники плетения с бисером, элементы вышивки бисером, бисероплетения, макраме.

Также особенностью данной техники является широкое использование различных декорирующих материалов: бисера, камней, кристаллов, жемчуга и т.д. Анкарс позволяет создать удивительные объемные и в то же время легкие кружевные украшения. Изделия, выполненные в технике анкарс, позвольте проиллюстрировать своими авторскими работами.

Макраме

Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. В этой технике выполняют различные элементы декора интерьера, предметы одежды, сумочки, украшения и т.д.

Отдельно хочется отметить “ответвление” классического макраме – микромакраме — техника, в которой талантливые мастера создают необычные и очень красивые украшения.

Филе (филейное кружево)

Основа филейного кружева — сетка, которая специальным образом декорируется.

Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. Основа красивого филейного фона, как и любого узелкового кружева — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Второе приспособление для филе — палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки.

Коклюшечное кружево

Особое место в русском кружевоплетении занимает получившее в нашей стране широкое распространение коклюшечное кружевоплетение. Кто же не видел чудесные ажурные кружевные шали, выполненные в этой технике? Русское кружевоплетение на коклюшках было воспринято из Европы в 17 веке, получило большое развитие и стало истинным национальным видом декоративно-прикладного творчества. Этот вид ручного кружевоплетения осуществляют с помощью специальных коклюшек. Коклюшки – это выточенные деревянные палочки.

При кружевоплетении мастерица перекидывает коклюшки с одной руки в другую, переплетая нити в соответствии с задуманным узором, который заранее наносят на кусок очень плотной бумаги (сколок) в виде точек, наколотых иголками. Сколок прикрепляют к валику, который кладут на деревянные пяльцы. При кружевном плетении также широко используются булавки, которые втыкают в дырочки на сколке. Булавки являются временным креплением ниток в установленных местах узора.

И, наконец, кружево, выполненное крючком. Конечно, формально это не кружево, а его имитация.

Но разве это имеет значение, особенно в свете того, что возможности вязания крючком практически безграничны: мастерицы вяжут как простые элементы, такие как кайма скатерти, так и полноценные наряды, такие как, например, это шикарное пальто в технике ирландского кружева:

Так что мастерицы и мастера, выбираем технику себе по вкусу, вооружаемся коклюшками, челноками и крючками и – вперед, творить ажурную кружевную красоту!

Источник:
http://www.livemaster.ru/topic/676101-vidy-ruchnogo-kruzhevopleteniya

Кружево. История и современность

Девушки, находясь в любом возрасте, стараются следить за собой. Вследствие этого они подбирают правильную одежду, маникюр, косметику, педикюр, создают свой запоминающийся образ. Не один красивый образ не обходится без подходящей прически. Мода на длинные волосы вернулась и требует от модниц знания техники выполнения различных причесок. Женщины чувствуют себя как никогда женственными. Они создают на голове прекрасные локоны, завязывают конский хвост, плетут красивые косы и затягивают тугие или небрежные пучки.

Совершенно новое явление в моде на прически — это кружева из волос. Данные прически легко укладываются, выглядят элегантно, прекрасно справляются с украшением прически на вечер или каждый день. Небольшое количество терпения, средств для фиксации прически, шпилек – и прекрасное кружево из волос готово! А вы готовы пойти на торжество в приподнятом настроении. Существуют такие виды кружев из волос как розочка, сетка, кружево многопрядное, жгуты. Подобные прически подходят женщинам особам женского пола, находящимся в любом возрасте. При помощи кружев из волос тонкие волосы приобретут объем. Также вы усмирите те прядки, которые непослушны, покажете насколько густые и красивые у вас локоны, а непослушные кудряшки также прекрасно вольются в эту прическу.

Кружевная роза из локонов

В основе данной прически классическое плетение из трех рядов. Вы можете сделать шести, пяти, четырехпрядное плетение. Данное плетение подходит людям, которые достаточно терпеливы и усидчивы. Если вы обладаете такими качествами – смело экспериментируйте. Прежде всего, заплетите ажурную косу (по толщине будущего цветочка). Далее необходимо скрутить косу спиралью и сформировать бутон. В бутон можно вставить стразу или что-нибудь другое по вашему желанию. При закручивании косы, расправляйте лепесточки, закрепляя их средствами фиксации, но не переусердствуйте, чтобы вместо цветка не получить комочек из волос.

Кружево – это ажурный текстиль без тканой основы. Рисунок формируется переплетением нитей. Особенность полотна в его воздушности, эластичности и сетчатой структуре. Для него характерно чередование ажурного фона и плотного узора, ритмическое строение рисунка.

Ткань выглядит нежно и роскошно. Отлично держит первоначальную форму, мало мнется, комфортна в носке. Чтобы оттенить очень тонкое и легкое полотно, придать контраст, используется подкладка из ткани.

Предназначено кружево для отделки сорочек и белья, как украшение интерьера, для изготовления предметов быта и нарядной женской одежды. Примером таких изделий являются салфетки, узорчатые покрывала и скатерти, дорожки. В качестве декора используются бордюры, прошвы, кружевные ленты, вставки по форме треугольников, полос или квадратов.

В чем привлекательность ажурной ткани:

  • интересная, красивая фактура;
  • придает одежде праздничный, торжественный вид;
  • хорошо драпируется и ложится в изделии;
  • не мнется и мало загрязняется;
  • отлично комбинируется с другими тканями;
  • большой выбор рисунков;
  • разнообразие и универсальность применения.

Это интересно: Как делать мыло ручной работы

К недостаткам относится сложность и трудоемкость ручной работы. Нежная ткань требует бережного обращения и аккуратной носки, иначе быстро повреждается. Нитки легко вытягиваются, а сеточная основа рвется. Из-за прозрачности и легкости требует использования в одежде многослойности или комбинирования с другими тканями.

Виды по составу

Эффектные, ажурные изделия смотрятся по-разному в зависимости от вида используемых волокон. Для изготовления применяют нити хлопка, шерсти, льна, шелка и металлизированные. Для придания прочности и эластичности добавляют лайкру, эластан, полиэстер.

Текстильная промышленность предлагает полотна в белом тоне и цветные.

В зависимости от состава плетение бывает:

По плотности и ширине

Кружево может быть легким или плотным и прочным в зависимости от рисунка и типа нитей. Производится в виде полос для отделки или сплошного полотна для изготовления нарядов и предметов декора.

Виды по плетению

В зависимости от способа изготовления различают ручное и машинное кружево. Изначально оно было только результатом работы мастериц. С началом широкого применения появилось и усовершенствовалось механизированное производство на специальных машинах.

Ажурный материал классифицируется по технике и географии происхождения. Виды кружев по способу исполнения:

  • вязаное с помощью крючка или спиц;
  • узелковое, полученное методом макраме или фриволите;
  • плетенное на коклюшках;
  • шитое в игольной технике или хардангер;
  • ленточное.

Механизированное производство кружев появилось во Франции под конец XIX века. Основными представителями машинного плетения является гипюр и ажур.

Сплетенное крючком кружево делится на группы по типу инструмента.

С помощью короткого крючка получают:

  • обычное и немецкое;
  • брюггское;
  • венецианское (гипюр);
  • филейное;
  • ирландское;
  • Ретичелла;
  • Вилочное.

Длинным крючком изготавливают:

Фотогалерея изображений кружев из волос:

Применение

Кружевное полотно находит разнообразное применение. Воздушный материал используется для создания нарядов и платьев для торжественных событий – на свадьбу, выпускной бал, вечерний выход. Ажурные полотна успешно используют модные дизайнеры для эксклюзивных моделей.

Читайте также  14 советов как перестать краснеть по любому поводу

Небольшие кружевные вещи способны украсить любую одежду и всегда пользуются спросом. Это может быть шарф или платок, палантин, воротники и манжеты.

Материал востребован для изготовления женских трусов, нижнего белья, пеньюаров, чулок и колготок. Ажурный элемент часто украшает сумочку, веер, брошь, шляпку, серьги, колье и даже обувь.

Без внимания не остался и домашний текстиль. Декоративные вставки или отделка украшают постельные комплекты, полотенца, занавески, скатерти, покрывала.

Накидки, шторы и салфетки изготавливаются полностью ажурными и украшают интерьер.

Кружевная ткань очень нежная и требует деликатного обращения. Для сохранения изящной структуры важно соблюдать правила ухода.

  • Стирка только ручным способом.
  • Используют теплую воду не выше +40°.
  • Включать машину разрешается лишь для плотных изделий.
  • Закладывать их в барабан нужно в мешке для стирки.
  • Моющее средство выбирают гелевое для тонких тканей.
  • Рекомендуется использовать хозяйственное мыло. Достаточно намылить изделия и подержать в мыльном растворе 20-30 минут. Тщательно прополоскать.
  • После легкого сжатия оставить для стекания воды.
  • Для сушки разложить на горизонтальной поверхности и аккуратно расправить.
  • Гладить теплым утюгом через марлю или хлопчатобумажную ткань.
  • Движения должны быть легкими, чтобы не повредить ажурную структуру.

Это интересно: Роспотребнадзор запретил макароны по-флотски в столовых. Лучше запретить, чем отравиться!

Фактурное кружево или с объемными узорами гладить нельзя, как и синтетическое.

Ручная работа

Их разделяют по технике выполнения или по месту изготовления. Раньше вручную изготавливали даже те кружева, которые сейчас с лёгкостью выполняют машины.

Плетение коклюшками

На специальные палочки из дерева наматывают нити. После этого их перебрасывают с одной стороны на другую. Такие кружева бывают двух видов.

Парный метод позволяет получить длинную мерную полоску. От неё можно отрезать необходимый кусок. Сцепным способом плетут участки рисунка и соединяют их все вместе крючком.

Кружевная ткань, изготавливаемая таким способом — это старинный русский метод, получивший распространение при Петре I. Сейчас он считается самым дорогим.

Это интересно: Лазаревское отдых 2020 цены

Шитое кружево

Есть две разновидности таких изделий: игольный способ и хардагнер.

На полотне иглой делают стежки, этот способ похож на вышивку. Раньше из куска материи удаляли некоторые нити и соединяли оставшиеся стежками в определённом порядке. Теперь на тонкой бумаге рисуют узор, листок закрепляют на ткани и делают контур толстой иголкой. Потом заполняется стежками вся внутренняя часть.

Раньше это делали тончайшими льняными нитками, теперь используют разный состав и толщину. Популярностью пользуются вещи из органзы. Распространённый узор – цветочный.

Норвежское кружево на льняной белой ткани. Нити тоже белые, изредка кремовые. Гладью вышивают очертания, после этого маленькими ножницами вырезают определённые участки. Их удаляют пинцетом и разными стежками делают рисунок. Края шьют в самом конце. Этот вид кружева применяется для украшения одежды и домашнего текстиля – постельное бельё или скатерти.

Узелковое кружевное полотно

Делится на два вида: фриволите и макраме.

Французское кружево из нитей, закрученных специальным методом. Для него необходима определённая игла и специальные челноки. Из фриволите делают салфетки, декорируют ими бижутерию, полотенца, покрывала, скатерти, постельное бельё, одежду.

Его тоже плетут узелковым способом. Для этого применяются толстые плотные нити, тесьма, бечёвка. Сейчас этой техникой делают шарфы и шали, салфетки, бижутерию, декоративные предметы.

Вязаное кружево

Чаще всего его вяжут крючком. Иногда кружевные изделия делают с помощью спиц. В России такой способ вязки не считается кружевом.

Ирландскую разновидность изготавливают отдельными частями, которые потом объединяют в одно изделие. Раньше это было семейное занятие: каждый отдельно изготавливал листья, цветы, лепестки, трилистник. Затем готовые детали соединяли при использовании сетки.

Вязание крючком позволяет создавать разное кружево в зависимости от длины приспособления. Крючок применяют при вязании на шпильке или вилке. При вязании с планочкой понадобится что-то тонкое и длинное – например, линейка.

Его делают на тончайших видах тканей: муслин , органза , батист, тонкий лён, сетка. На материи вышивают рисунок, после чего осторожно вырезают ткань внутри него. Кружево получается объёмным, так как получается эффект светлых и тёмных нитей. Им украшают домашний текстиль и одежду.

Итальянская ретичелла – наиболее известная и популярная разновидность кружева ришелье.

Плюсы и минусы изделий ручной работы

    изысканность, элегантность, дорогой внешний вид; экологичность, так как применяются только натуральные волокна; гипоаллергенность – на коже не появляются раздражения или покраснения; такие вещи не электризуются; гигиеничность изделий, хорошая воздухопроницаемость.
    высокая цена; осторожный и бережный уход.

Источник:
http://po6iv.ru/ves-tekstil/pletenie-kruzheva-2.html

Виды кружева

Какие виды кружева существуют: рассмотрим фото и названия. Один из видов прикладного искусства и народных проыслов — плетение замысловатых кружевных узоров. Кружево (Википедия) — продукт текстиля с орнаментом, получившимся в процессе перепутывания нити, применяется для украшения женской одежды, нижнего белья. Декоративная вещь может целиком состоять из кружева. Также занимать центральное место в оформлении. Относится к классике, поэтому подходит для любого направления моды.

В независимости от нежности и лёгкости рисунка, с его использованием можно создать не только романтическое настроение, но и реальную драму образа. Пользуется спросом у дизайнеров, как элемент винтажного интерьера. Делятся на виды, по способу плетения и графическому рисунку, инструментов, используемых в работе.

Какие бывают кружева по методике изготовления

По типу:

  • ручная работа;
  • автоматизированное производство.

Если изделие сплетено руками мастерицы, определяют подвиды:

  • связанное спицами или специальным крючком;
  • изготовленное с помощью челнока (макраме);
  • челночное плетение (коклюшки);
  • сшитое полотно ( хандер );
  • ленточное кружево.

Разновидности кружев по составу ткани

Ажурная ткань. Пользуется спросом у потребителей, из-за наличия целого ряда положительных качеств. Считается изысканно красивой. Ажурные вещи кардинально отличаются друг от друга. Эффектно смотрится с тканями другого вида. Полотно прекрасно сохраняет изначальную форму, не мнётся , очень приятно к телу. Продолжительное время сохраняет свой первоначальный вид. Для изготовления кружевной ткани используют натуральные волокна: лён , хлопок , шёлк, шерсть.

Готовое полотно очень прозрачное, почти невидимое, поэтому для его использования требуется подкладка. Чтобы кружево было крепким, добавляются эластан, лайкру и другие искусственные нити. Современная промышленность предполагает изготовление как полотен белого цвета, так и наличие цветного колора. Ажурная ткань для украшения мебели носит название « псевдоажур ».

Важно! Популярность приобретают кожаные ажурные изделия. Получаются методом перфорации полотна.

Имеет венецианское происхождение. Существует несколько видов, зависящих от состава (классический, на сетке, стрейч, трикотажный и т. д.). Используют при изготовлении одежды, украшения интерьера, мебели.

Французское кружево

Первое полотно по достоинству оценила Екатерина Медичи , надев на свою свадьбу кружевное платье. Французы украшали не только свою одежду, но и предметы интерьера. Мастерицы разработали новый вид, получивший название французское кружево, известное по всему миру.

Кружева Алансонии

В небольшой провинции Нормандии плетутся кружева, занимающие достойное место в категории Юнеско. Для их создания используется наитончайшая , сетчатая ткань. На шестигранные ячейки, руками мастеров наносится цветочный рисунок, край узора фиксируется конским волосом. Считается сложным процессом. На изготовление одного квадратного сантиметра полотна уходит примерно пять часов. Несмотря на механизацию производства, ручная работа оценивается достаточно высоко.

К узелковому способу плетения относится макраме. Плетение отличается прочностью и крепостью. Несмотря на то, что возникло в давние времена, в морском промысле, остаётся популярным в настоящее время.

Виды кружева крючком: названия с фото

Любая женщина знает, что такое крючок и его применение. Даже если не случилось изготовить большое вязаное изделие, скорее всего пробовали себя в вывязывании мелких элементов. Крючок применяется для узоров с помощью одной нити. Для этой формы подходят любой материал, тесьма. Для кружевных изделий используются крепкий, хорошо скрученное сырьё.

Преимущество составляет использование только одного инструмента в работе. В давние времена крючок носил название тамбур, а стиль вязания назывался тамбурным.

Аналогичное нашему вологодскому — Брюггское кружево

Разница в том, что при плетении крючок выполняет главную роль. Для изготовления полотна нужна толстая нить-шерсть , махер . Важно подобрать соответствующий размер крючка, чтобы петли получались ровными и правильными. Подходит для начинающих кружевниц.

Ленточное кружево. Отличается от классических видов работ из кружева. В основе лежат узоры, выполненные с помощью лент. Для рисунка подбирают специальный материал по ширине и длине изделия. Свойства лент помогают создать плавные округлые переходы.

Одним из красивейших видов кружева для создания одежды считается ирландское кружево. На первом этапе плетутся отдельные элементы ( лепестки, листочки), затем, с помощью крючка, соединяются в единое полотно. Для овладения навыков плетения ирландского кружева достаточны элементарные навыки.

Вилочное плетение. Для работы понадобится крючок и специальная вилка или шпилька. Очень простой способ создания фантазийных работ. Нехитрый метод позволяет создавать очень простые, но красивые вещи.

Особенности ручного кружева

Каким бы прогрессивным ни был метод машинного производства кружев, наиболее ценными считаются работы сделанные руками. У каждой мастерицы есть возможность вложить свою фантазию и душу в работу.

Бобинное (коклюшки) кружево

Корнями возникновения уходит в бельгийскую провинцию — Фламандию ( 1717г). Начальная стадия развития попала на сложные времена, происходящие в стране. Несмотря на трудности кружевоплетение стало развиваться и вошло в школьную программу для девочек. Характерен растительный принт. Для плетения сочетаются нити разные по размеру. Один из трудоёмких и дорогостоящих способов кружевного мастерства. В соответствии с этими причинами исчезло из массового производства. Выполняются только индивидуальные заказы. Мастерице для работы нужно несколько нитей, которые накручиваются на коклюшку (в одной работе около тысячи штук). Эскиз наносится на тонкую бумагу.

Читайте также  7 фактов о себе, которые никогда и никому нельзя рассказывать

По контуру закрепляются булавки. Из-за формы скрепления носит название сколки. Заготовки переносятся на подушку, размер которой зависит от предполагаемого изделия. Нити фиксируются в начале изделия и начинается кружевоплетение. В процессе коклюшки убираются или добавляются. Для контурного выделения используется более толстая нить.

По окончании работу снимают с бобины и вынимают булавки. Кружевные наряды пользуются спросом у аристократии и является обязательным аксессуаром для живописцев. В настоящее время ни один уважающий себя турист не покидает страну, не купив стилизованную ажурную вещь.

Специфика кружева шантильи: фото-примеры изделий

Чёрные кружева относятся к классическому виду кружев. Получив своё название в честь городка, где работали кружевницы, приобрело невероятную популярность ещё при Наполеоне. Техника используется для украшения шалей, пелерин. Пиком моды считается платье из чёрного кружева на белом чехле. Кружево всегда пользуется спросом у коронованных особ. Чарование способно превратить обыденную одежду в настоящий праздник.

Ирландское кружево: чем особенно и где нашло своё применение

Особенность вида в специфике ручной работы. Каждая вещь сплетённая в данной технике , имеет свою индивидуальность. Плетутся отдельные элементы, затем соединяются сеткой. Для работы привлекается несколько мастериц. Поэтому раньше производство было семейным, а вещи передавались по наследству.

Уникальные техники плетения кружева

Хартангер — норвежское кружево. Изготавливается на белой льняной ткани.На первой стадии гладью наносится контурный рисунок, затем специальными ножницами прорезаются необходимые элементы. На получившейся паутинке формируются узоры, способом стежок. В основном используется белый свет, но в данном случае не запрещено экспериментировать. Плетение используется не только в одежде, но и для текстильного украшения.

Фриволите — пришло к нам из Франции. Своим видом доказывает, значение слова «лёгкий воздушный».Создаётся способом кручения нитей, с использования челнока. В основном применяется для изготовления салфеток, скатерти, украшения постельного белья. Современные мастерицы используют данный метод в бижутерии.

Ришелье — судя по названию, имеет итальянское происхождение. На тонком полотне (батист, муслин, органза, сетка) разнообразными по глубине стежками располагаются фантастические узоры. Оставшиеся тканевые зазоры аккуратно удаляются инструментом. Получаются теневые блики, что придаёт объёмный эффект. Самый полярный вид — ретичелла .

Использование разных видов кружева

В пошиве одежде. Многие модельеры для создания эксклюзивных моделей одежды используют кружевные полотнища. Очень эффектно смотрятся как элементы ( воротники, манжеты) , так и вещи полностью сшитые из кружева. Большим спросом пользуются свадебные платья, выполненные в этом стиле. Они подчёркивают воздушность и девственность женщины.

Большой популярностью пользуется применение аксессуаров из кружев в дизайнерском промысле. Любое кружевное изделие в независимости от вида, сразу привлекает к себе внимание.

Источник:
http://tkaner.com/tkan/kruzhevo/vidy-kruzheva/

Как Называют Мастериц Которые Изготавливают Кружево

  • ← назад
  • вперед →

История рукоделий: кружево в России


Автор:
Наталия Горюшкина

Кружево — искусство поистине интернациональное. В прошлой статье мы уже обсуждали, что у каждого народа, в каждой стране существовали свои кружевные приемы и кружевные традиции. Не стала исключением и Россия. И хотя влияние Европы заметно и в развитии русского кружевного мастерства в разные эпохи его существования, все же русские кружева имеют самобытный национальный характер.

Русское слово «кружево» (в старину говорили «круживо») произошло, скорей всего, от слов «круг», «кружить» — что означало «окружать», «обшивать по кругу». Ведь в те времена кружевные мотивы использовались преимущественно для отделки одежды.

Но есть и другая версия, что слово «круживо», «кружить» произошло от техники работы, потому что во время работы кружево выплетали вокруг круглой подушки, «кружили».

Слово «кружево» на Руси впервые упоминается в XIII веке, в Ипатьевской летописи: там говорится о князе Данииле Галицком, на котором при свидании с королем венгерским был надет «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (1252 г), а в записи, датированной 1288 годом рассказывается, что после смерти знаменитого Владимира Галицкого «омывше и увиша и (его) оксамитом с круживом, – яко же достоит Царем, и возложиша и на сани, и повезоша».

До наших дней дошло несколько образцов кружев XV века, в частности, кружево, нашитое на покров к мощам преподобного Сергия Радонежского, находящееся в ризнице Троице-Сергиевой лавры, и образец из церкви Рогожского погоста бывшего Рогожского-Преображенского монастыря. Русские кружева тех времен были сплетены из золотых и серебряных нитей и состояли расположенных на сетке ромбов и петель, с прямыми краями, украшенными маленькими зубчиками.

Но больше всего исторических документов и образцов относится к XVII веку, с тех времен сохранились церковные облачения, княжеские и царские наряды, богато украшенные кружевными мотивами.

Кружевные техники XVII века носили очень красивые и интересные названия, из которых становится понятны их назначение и технология изготовления: круживо ткано в кружки, круживо ткано в цепки, круживо ковано золото, круживо прядено, круживо низано жемчугом, круживо петельчатое, решетчатое, цепковое, колесчато, делано в кружки (т.е. вокруг изделия), в проём, в городы, зубчатое и т.п. Кстати, название «в городы» применялось мастерицами вплоть до XIX века и служило для обозначения отделки, заканчивающейся большими фигурными зубцами.

А вот насчет происхождения этого вида рукоделия историки не могут прийти к единому мнению. Так исторически во многих районах Сибири и в Пермском крае «кружевом» называли вышитые на полотне по выдернутым нитям ажурные участки. Хотя в были и местности, например Мценский и Елецкий уезды (территория нынешней Орловской области), где кружевные техники было очень развиты, но собственно слово «кружево» не употреблялись никогда. Вместо него использовали слова «край» и «прошивка»: «амчанский край», «елецкий край», «елецкая прошивка» и т. д.

Нетрудно догадаться, что словом «край» обозначался кружевной мотив, как правило с зубчатым или фестончатым краем, которым украшали края изделия. «Прошивка» — это кружевное полотно с прямыми краями, которое вставляли между кусками материи.

Из всего этого понятно, что кружево, хотя и берет свои начало от традиционной русской счетной ажурной вышивки, но уже с XV — XVII веков складывается в самостоятельный вид рукоделия, выполняемый отдельно от основного изделия и позже нашивавшийся на него. Получается, что корни русского кружева вряд ли могут происходить из средневековой Европы. Не исключено, что его предтечей стали вышивки и плетения из Египта коптского периода (IV — VII вв).

Очень интересен необычный опыт, проведенный в конце XIX века в Мариинской практической школе кружевниц, которую возглавляла Софья Александровна Давыдова (урожд. фон-Гойер, 1842-1915) – большой знаток русского прикладного художественного творчества и автор книги «Русское кружево и русские кружевницы». В школу были доставлены коллекции вышивок, тканей и ажурных изделий, добытых из коптских гробниц и хранящихся в Эрмитаже. В их числе была и разновидность особых плетеных головных уборов, техника которых внешне напоминала плетеное кружево. Ученицы под руководством преподавательниц попытались воспроизвести плетения на коптских головных уборах при помощи коклюшек на обычной кружевной подушке — именно эти инструменты традиционно применялись в те годы всеми кружевницами. В результате получилось кружево очень схожее с оригиналом.

Но еще большего сходства удалось достичь, использовав для работы не подушку, а раму (или пяльцы), на которых выполнялись вышивки. В ходе этого необычного «опыта» были подробно изучены приемы коптских мастериц: Например, что вся работа выполнялась в одну сторону, справа налево, что особыми переплетами ниток можно получить и плотную дорожку, и ровные прозрачных решетки, и дырочки разных размеров — а именно из этих элементов и состояло коптское плетение. Но главное — что получить двухстороннее коптское кружево можно только работая коклюшками (любые другие техники -вязания на спицах и крючком, шитья — позволяют получить изделия, имеющие две стороны, лицо и изнанку). Так что не исключено, что кружевное мастерство пришло в Россию из Египта одновременно с Европой.

Историки отмечают, что ни в одной стране не было столь разнообразных кружев, как в России. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона об этом сказано так: «Нигде мы не находим такого богатства и разнообразия материала для кружева, как у нас в России. В него входило и волоченое золото, и серебро немецкое, и отчасти турское, сканое и пряденое с шелком, золотая и серебряная бить или канитель, трунцал или струнцал, картулин или картулен и разные рода так наз. блествок, звездок, пелепел, площаков и гиночков и пр. Было еще кружево …с мишурой и фигурными штучками…» Еще упоминается кружево украшенное камнями, жемчугом и перьями, с пухом и горностаем, с разным шелком, мишурой и даже бархатильное.

Кстати, многие исторические документы доказывают, что кружево в России не было достоянием только высшего класса. Кружева на Руси носили как цари и князья, так и купцы и крестьяне. И само кружевоплетение в России не подвергалось никаким запретам и ограничениям, как это было во многих странах Европы.

Читайте также  Эффективные способы, как убрать запах изо рта

Однако кружевное производство в стране претерпело значительные изменения при Петре I. Его указы, начиная с 1699 г., запрещали старинные народные одежды и наряды, предписывая носить европейское, преимущественно немецкое платье. Вместе с ним пришла мода и на европейские кружева.

Россия, как и другие страны, не могла позволить себе роскоши ввозить из-за границ «розоватые брабантские манжеты», поскольку это подрывало сельское хозяйство и развитие собственных мануфактур. В связи с этим Император издал указ о развитии в стране кружевных промыслов, но . по европейским образцам.

В Москве долгое время ходило предание, что в 1725 г. император Петр I выписал из брабантских монастырей лучших кружевниц для обучения прядению и плетении кружев специально набранных бездомных детей в мастерских Новодевичьего монастыря.

Считается также, что именно по указу Петра в Кадоме возникла кружевная артель, куда были приглашены монахини из Венеции для обучения местных женщин «плести иглой узоры». Так в те годы называли кадомский вениз — уникальную игольную вышивку белым по белому.

Жены придворных, видя такое расположение государя к кружевному искусству, сами начали осваивать новый вид рукоделия и распространять его среди своих крепостных. Но и традиционные русские техники не были утрачены — они сохранялись и развивались в монастырях и крестьянских семьях.

Про крестьян над сказать особо — в течение многих лет кружевное производство в России было популярно и востребовано исключительно благодаря бесплатному крепостному труду в помещичьих усадьбах. Не удивительно, что после освобождения крестьян кружевное ремесло в стране стало постепенно приходить в упадок.

Новый толчок развитию кружевного производства дала, основанная в 1883 году уже упоминавшаяся Мариинская практическая школа кружевниц, находившаяся под Августейшим покровительством императрицы. Изделия учениц школы заслужили немало похвальных отзывов и медалей на многих выставках. Ими даже был придуман особый вид кружева, которое получило за границей название «point de Moscou». Именно в те годы кружево стало постоянной статьей экспорта.

Советская власть, к сожалению, в первые годы почти полностью искоренила кружевные производства, ведь эти тонкие ажурные, богатые изделия совершенно не вписывались в скромный советский быт. Но кружева не исчезли — они стали домашним рукоделием, продукцией крохотных артелей, мастерством, бережно передаваемым от бабушек внучкам.

И, не смотря на столько лет забвения, фраза, к примеру, «вологодское кружево» и в наши дни остается национальным брендом и символом России.

Источник:
http://club.osinka.ru/topic-183606

Кружевное искусство на Руси

Кружевоплетение имеет богатую многовековую историю и в наш механизированный век вызывает к себе неподдельный, живой интерес.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. По одной из версий имеет своё происхождение от глагола «кружится». Имеется в виду первоначальное предназначение кружева — украшение, обвязывание элементов одежды по кругу.

Историки и искусствоведы констатируют, что уже в IX–XVI веках прикладное искусство на Руси было насыщено разнообразными видами кружев. А в начале XX столетия русское кружевное искусство стало уже своеобразным брендом. В Российском государстве насчитывалось около 20 уникальных центров кружевоплетения.

В. А. Тропинин. Кружевница. 1823. Третьяковская галерея, Москва

С начала XIX века производство кружевных узоров было поставлено на поток, то есть мастерицы-кружевницы стали создавать свои творения не только для себя, но и с целью их продажи. Было положено начало развитию фабричного изготовления кружевных изделий. Во многих губерниях помещики организовывали производство кружев в своих поместьях.

Вологда. Плетение кружев

В межвоенное время XX века преобладал экспортный характер производства кружев. Наибольшее распространение в то время получили мерные или численные кружева. Но, несмотря на простоту и незамысловатость этого приёма, уже в то время можно говорить о существовании своего уникального узора практически в каждом «кружевном» центре России.

Кружевной кокошник, елецкое кружево.

Мерные кружева того времени могут похвастать большим разнообразием рисунков, а также методов плетения. Мастерицы украшали кружевом постельное и столовое белье, а также плели покрывала, накидки и другие большие по объёму вещи.

Доминирующим направлением кружевоплетения в то время являлся стиль модерн. Его характерными особенностями можно назвать замысловатые очертания и растительные мотивы.

Большой вклад в развитие кружевоплетения в России внесло появление и деятельность специальных профессиональных школ. А после Парижской выставки 1937 года, где работы елецких мастериц были удостоены высших наград, мировая история искусства обогатилась понятием «русское кружево» .

Таким образом, можно отметить, что на Руси сложилось два типичных образца плетения кружева. К ним специалисты-историки и искусствоведы относят сколочное или сцепное и мерное или численное.

Сколочное кружево плетётся по основному рисунку (сколку), нанесённому на бумажную основу. Узор выполняется частями, которые затем соединяются.

Для выполнения же мерного кружева берётся определённое количество петель, из которых набирают симметричные узоры в виде типичных геометрических форм.

Какие же «кружевные» центры существовали на Руси?

Впервые кружевоплетение стало промыслом благодаря мастерству Калязинских мастериц ещё в начале девятнадцатого века. Они украшали узорами головные уборы. Такой вид кружева стали называть фантажным. Также создавали тюлевые и сцепные кружева. Образец Калязинского кружевоплетения – это довольно массивный рисунок, выполненный на общем фоне. Он использовался в основном для украшения простыней или полотенец, а также подушек.

В отличие от Калязинского кружева, излюбленным узором Елецких мастериц были лёгкие, воздушные мотивы, из которых плелись блузы, жилеты.

Елецкие кружевницы

Характерной особенностью Мценского кружевного узора специалисты называют появившийся в конце 1800-х годов модный для того времени гипюровый рисунок .

Свадебные гипюровые платья всегда в тренде.

Уникальным в своём роде было искусство кружевоплетения в городе Михайловске , где самым распространённым материалом был лён. На основе мерного кружева кружевницы создавали на своих полотнах городки, мысы, фестоны, бубенцы и другие узоры.

Льняное кружево

В Ростове кружевоплетением занимались как крепостные девушки, так и послушницы монастырей. Распространённым материалом был лён и шёлк. Узоры создавались в технике сцепного многопарного плетения. Любимым мотивом Ростовских мастериц был сканый узор на разнообразном фоне. А также Ростовское кружево известно наличием своего особого рисунка – Ростовского креста, который можно встретить довольно часто.

Отличительной особенностью Вологодской школы можно назвать выполнение узора полотнянкой с наличием плотной цветной скани. Основные элементы Вологодского кружева – это веера, гребешки, разнообразные растительные мотивы.

Вологодские кружевные изделия. Фото: snejinka.ru

Оригинальный вид кружева сложился в Балахне . Здесь можно найти плетёные работы с изображениями орлов, павов, цветущих деревьев и других узоров. Мастерицы использовали при работе своеобразные решётки и насновки.

Несмотря на то, что кружевоплетение сейчас не имеет такой массовой популярности, как раньше, существует профессия «кружевница». Необходимо обладать такими качествами, как усидчивость, терпение, точность. Но потраченное время и силы легко компенсируются самим присутствием в доме пусть даже нескольких кружевных изделий, привносящих теплоту и уют.

Это интересно:

— В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

— В 2016 г. парижский дом моды Chanel инвестировал средства в старейшую фабрику Sophie Hallette по производству кружева. Мануфактура известна своими свадебными кружевами, которые использовались в подвенечных нарядах Кейт Миддлтон и Анджелины Джоли.

— Присутствие кружева в нарядах издревле считалось признаком высокого социального положения как у женщин, так и у мужчин.

— Историки и по сей день затрудняются дать четкий ответ на вопрос – где и когда зародилось кружево. Ажурные ткани с похожим орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, но полноценное кружевоплетение как техника появилось лишь в эпоху Возрождения.

— Долгое время мастерицы, которые плели кружева, работали в подвалах. Делалось это для того, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой. А вместо булавок мастерицы изначально использовали рыбьи кости.

— «Настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки. На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево.

— В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского.

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник:
http://moiarussia.ru/kruzhevnoe-iskusstvo-na-rusi/