Как определить темперамент ребенка и учитывать особенности в воспитании

Как определить темперамент ребенка и учитывать особенности в воспитании

Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья.

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Определение типа темперамента ребенка

Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.

Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.

В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.

Характеристика детей с разными типами темперамента

Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.

Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.

Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте. Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках. Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Дети холерического темперамента

Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков. Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством. Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…

Дети флегматического темперамента

Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих. Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же. Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок – меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать. Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков

Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.

Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.

Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.

Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.

Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.

Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.

Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.

Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов

Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства как выносливость, сосредоточенность, ответственность.

Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.

Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.

В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.

Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и не комфортно, если родители заняты своими делами.

Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.

Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.

Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.

Источник:
http://alldoshkol.ru/vospitanie/kak-opredelit-temperament-rebenka

Консультация для родителей «Как определить темперамент ребёнка»

Татьяна Ахтемирова
Консультация для родителей «Как определить темперамент ребёнка»

Консультация для родителей:

Как определить темперамент ребёнка

Консультация для родителей:

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.

Игра и темперамент ребёнка

Темперамент — это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

а) Легко включается в работу.

б) Активно действует.

в) Действует спокойно, без лишних слов.

г) Действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?

а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает, то же самое.

б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.

в) Выслушивает молча.

г) Молчит, обижен, переживает.

3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?

Читайте также  Как похудеть за 5 минут: на несколько, 10 кг, общие правила быстрого похудения, эффективные тренировки небольшой продолжительности, отзывы худеющих

а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.

б) Быстро, со страстью, других не слушает.

в) Медленно, спокойно, но уверенно.

г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др. ?

а) Легко ориентируется, проявляет активность.

б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.

в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.

г) Робок, растерян.

Ключ. Если преобладают ответы «а», вы имеете дело

с сангвиническим типом;

«б» — с холерическим;

«в» — с флегматическим;

«г» — с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное — направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения.С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.

Есть только одна проблема — малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

Ребенок-сангвиник — энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача — направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.

Если ваш ребёнок – флегматик

Ребенок-флегматик — медлительный, рассудительный, усидчивый и внешне спокойный. Играет в основном с несколькими любимыми игрушками. Плохо переносит суету и шум. Очень любит покушать и поспать.Во всем старается соблюдать порядок: пьет только из своей чашки, ест своей ложкой, и бывает очень недоволен, если кто-то или что-то нарушает привычный распорядок дня. Разговаривает медленно. Не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Отдает предпочтение уже знакомым и нешумным развлечениям. Не стремится к лидерству, не любит самостоятельно принимать решения. Редко обижается и по натуре очень сговорчив. Обычно такие дети знают много стихов и песен, но не любят новое и с гораздо большим удовольствием вспоминают уже знакомое. Ребенок-флегматик заставляет родителей неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова.

В играх не предоставляйте ребенка самому себе, стимулируйте действия с его стороны, старайтесь заинтересовать. Делитесь с малышом занимательными историями об окружающем мире, развивайте творческое мышление рисованием, лепкой, музыкой, шахматами. Для занятий спортом подойдут те виды, которые не требуют быстрой реакции. Закаляйте ребенка.

Не бойтесь доверять малышу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Чем больше внимания вы будете ему уделять, тем живее он станет реагировать. Вскоре вы удивитесь его интеллектуальной восприимчивости, увидите, как хорошо он воспринимает все, что вы ему говорите или показываете.

Если ваш ребёнок – меланхолик

Ребенок-меланхолик очень чувствителен и восприимчив: активно реагирует на всё, что происходит, и улавливает малейшие изменения интонации или выражения лица. Как правило, настороженно относится ко всему новому; склонен к частым обидам. Меланхолик любит тепло, боится спорта, с трудом переключается на другой вид деятельности. Обычно кушает мало, очень разборчив в еде, отдает предпочтение легкой пище. Засыпает поздно, перед сном любит помечтать и пофантазировать, лежа в кровати. Утром тяжело просыпается, бывает хмурым. Дети такого типа говорят негромко, редко спорят. Они быстро устают. Боятся трудностей, не любят решать проблемы. Такие дети обычно с опаской относятся к чужим людям и сверстникам, но с теми, кого любят, открыты и доверчивы. Малыш с таким складом характера обычно выбирает одного человека, с которым он полностью откровенен и готов поделиться своими переживаниями. Ребенок нуждается в том, чтобы родители разделяли его эмоции. Их поддержка делает его уверенней в себе. Ребенок-меланхолик очень любопытен — ему просто необходимо знать, как всё устроено. Он любит уединение. Не является сторонником грубых игр. В процессе игры такой малыш часто бывает задумчивым и грустным. Расстроившись, долго плачет. Часто ребятишки с меланхоличным характером кажутся не по годам рассудительными и ведут себя как «маленькие взрослые».

Родителям необходимо помнить, что в общении с таким малышом неприемлема грубость, поскольку ребенок склонен к сильным обидам, о которых будет очень долго помнить. Меланхолик неохотно принимает участие в коллективных играх, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогайте ему включиться в игру, научите знакомиться с другими малышами. Поручайте ребенку дела, с которыми он справится без особого труда, но результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Это поможет ему почувствовать себя увереннее в решении более сложных задач.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка дружить?» Когда живётся дружно, что может быть лучше! Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо.

Консультация для родителей «Как определить темперамент ребенка» Ребенок рождается с унаследованным темпераментом. Выяснив, какой темперамент у Вашего ребенка, Вы сможете общаться с ним без конфликтов.

Консультация для родителей «Как отучить ребёнка от соски» Малыш приходит в этот мир, ничего не зная о нём. Он переживает сильнейший стресс во время родов, а его жизнь кардинально меняется после.

Консультация для педагогов «Как определить темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности» Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого – педагогических принципов.

Консультация для родителей «Будим ребёнка правильно: как разбудить ребёнка, чтобы он не устраивал капризы» Знакомое всем родителям действо разыгрывается каждое утро практически в каждом доме, где есть маленькие дети – утреннее пробуждение. Порой.

Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой» Консультация для родителей «Одежда ребенка зимой» Зимняя погода переменчива по температуре, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский.

Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой?» Консультация для родителей «Как одевать ребёнка зимой?».В холодную погоду есть большой риск переохлаждения, поэтому нужно создать под одеждой.

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка к школе» Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед.

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка ко сну» «Как подготовить ребёнка ко сну» Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста? Однозначного ответа нет, все зависит от.

Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребёнка» Как сохранить зрение ребенка? ___ Правило 1. Старайтесь, чтобы малыш больше двигался, бегал, прыгал.

Источник:
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-kak-opredelit-temperament-rebyonka.html

Как определить темперамент ребенка по поведению?

Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента

Елена Первушина автор книг по раннему развитию ребенка

Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается.

— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6–8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.

— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие.

— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.

Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у младенца он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.

Меланходик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а потом к психологу.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

«Те обязанности и привычки, которые были привиты. с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам. По три раза в день.

Читайте также  Как влюбить в себя мужчину: ТОП-20 эффективных способов

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось. По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки. ). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».

Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.

Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50–100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

В остальном — побольше свободы. Прыгунки для младенца и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15–20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.

Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30–35 минут, слушая преподавателя.

Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.

Вот пример из писем.

«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.

Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».

О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем в следующий раз.

Источник:
http://www.7ya.ru/article/Kak-opredelit-temperament-rebenka-po-povedeniyu/

Темперамент и особенности развития. Как определить темперамент своего ребенка

Темперамент ребенка, а потом и взрослого – это то, что не изменить, то с чем придется жить, что придется любить и с чем нужно будет работать. Чтобы ребенок вырос полноценным, адаптивным, социально привлекательным, успешным взрослым человеком, крайне важно родителям понимать какой именно их ребенок, и на какие рычаги необходимо воздействовать, чтобы максимально помочь ему стать гармоничной личностью.

Почему важно знать темперамент своего ребенка?

С рождения все люди очень разные, даже если это родные братья и сестры. При одних и тех же методах воспитания, практикуемых в семье, один малыш растет на радость, как солнышко, восхищая и удивляя, а другой постоянно огорчает, плачет, капризничает, утомляет. Такой контраст часто становится причиной тревог и непонимания родителей. А здесь еще друзья и родственники «проявляют участие»: «А что он у вас такой плаксивый?», «А может у него что-то болит?», «Разбаловали совсем! Что «маменькиного сынка/дочку» растите?» и так далее. Мамы и папы маленьких «агрессоров» сбиваются с ног, им все время кажется, что с их крохой что-то не то, штурмуют кабинеты невропатологов, пробуют разные народные «успокоительные» меры и средства, обращаются к целителям и знахарям, пробуют десятки программ по успокоению и развитию…

Все это напрасно и ребенок в 99% случаях здоров, просто к нему нужно искать ключик, который спрятан глубоко в хитросплетениях психологии. Матушка Природа наградила малыша при рождении определенными личностными свойствами, разобраться и подружиться с которыми поможет знание его темперамента.

Как часто, по мере взросления детей, расширяется пропасть между ними и родителями. Непонимание, усталость от общения, разочарование – это тот минимум, который ждет семьи, если вовремя не приложить усилия к познанию, принятию и грамотной корректировке врожденных особенностей поведения и развития своих деток. Зная темперамент своего ребенка, родители смогут полностью избежать или сократить до минимума риск возникновения конфликтных ситуаций в семье, стать настоящими друзьями своим детям, открыть им множество дорог и путей в жизни.

Ребенок и его темперамент: тест

Прежде чем приступать к тестированию, необходимо четко уяснить, что хороших и плохих темпераментов НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Каждый из психотипов имеет свои сильные и слабые стороны, тем более что «чистый» темперамент — крайняя редкость, в 90% случаев дело придется иметь со смешанными чертами разных типов, среди которых одни доминируют, а другие присутствуют.

Психологи делят людей по темпераментам на 4 группы. Каждому из типов присущи свои особенности.

  • Холерики – взрывные, эмоциональные, мгновенно возбуждаются, и успокоить их крайне сложно. Есть риск быстрого истощения нервной системы.
  • Сангвиники – коммуникабельные, хорошо приспосабливаются к переменчивым условиям, легки в общении, уравновешены.
  • Меланхолики – плаксивые, ранимые, добрые и доверчивые, часто нуждаются в повышенном тактильном внимании.
  • Флегматики – спокойные, иногда чересчур медлительные как в плане физической, так и умственной активности. Сильная нервная система.

Узнаете что-то знакомое? Наверняка узнаете. А теперь сам тест, который поможет четче сориентироваться и понять какие типы темпераментов являются доминантными у вашего ребенка.

Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.

Пять вопросов по четыре варианта ответов, на каждый вопрос необходимо выбрать единственный ответ.

Как ребенок реагирует на замечания и критику?

а) Принимает спокойно, признает вину, старается исправить.

б) Основная реакция – плач, обида, обеспокоенность.

в) Сразу просит прощения, уверяет, что НИКОГДА так больше не будет, а через два часа или день поступает так же.

г) Приходит в ярость – топает, кричит, становится агрессивным, продолжает делать то, что делал.

Во что играем?

а) Его не пугает игра в одиночку, как правило, это тихие, сосредоточенные занятия без лишних эмоций и телодвижений.

б) Отдает предпочтение спокойным играм, но слишком быстро утомляется, начинает отвлекаться.

в) Чаще это подвижные игры, ребенок отличается любознательностью.

г) Любит играть на «публику», развлечения все шумные, привлекающие внимание.

Социальная позиция

а) Попадая в непривычную обстановку остается спокойным, эмоции крайне сдержаны, интерес не явно выражен.

б) Смущается, прячется.

в) На адаптацию к новому месту требуется минимум времени, живо интересуется всем, что заслуживает внимания, включается в общий разговор или дело.

г) Поведение чересчур возбужденное, нервное, активное.

Как ребенок принимает решения?

а) Очень взвешенно и спокойно, принятие решения не связано с муками колебаний.

б) Требуется время, действует нерешительно, сомневается.

в) Выбор осуществляется мгновенно.

г) Принимает решение быстро, но также быстро может его изменить.

Как общается со сверстниками?

а) Разговор размеренный, свободный, спокойный.

б) Больше слушает, чем говорит, всегда остается позади компании, догоняет, в манере разговора нерешительность.

в) Общение легкое, четкое, быстрое. Не перебивает других детей, выслушивает – соглашается или обоснованно возражает.

г) Всегда говорит громче всех, в разговоре раздражается, слышит только себя, на мнение других не обращает внимания.

Источник:
http://iqclub.ru/blog/2017/03/temperament-i-osobennosti-razvitiya-k/

Как определить темперамент ребёнка

Темперамент – постоянная характеристика, которая даётся человеку с рождения. Она практически не изменяется на протяжении жизни. Чтобы правильно выбрать занятия для малыша и найти верный подход к детской личности, нужно знать, как определить темперамент ребёнка.

Типы темперамента

Темперамент представляет собой набор определённых психофизиологических особенностей, которыми наделила человека природа. Каждый индивид обладает конкретным типом темперамента, который зависит от вида высшей нервной деятельности.

Темперамент у ребёнка определяет его поведение и поступки на протяжении всей будущей жизни, поскольку характер малыша формируется на основе темперамента.

Темпераментные типы дифференцируют на 4 группы: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. Древнегреческий философ Гиппократ дал названия этим типам ещё до нашей эры. Он утверждал, что человеческий организм содержит 4 жидкости, от преобладания которой и зависит тип темперамента.

Детям, относящимся к той или иной категории, свойственна активность либо медлительность, замкнутость либо общительность. Для того, чтобы научиться понимать своего малыша, и правильно реагировать на его поведение, нужно разобраться, как узнать темперамент ребёнка.

В детском возрасте естественные особенности проявляются ярко и интенсивно, происходит формирование основных черт характера, зарождение личности. Поэтому определить темперамент дошкольников гораздо легче, чем у взрослых. Взрослые люди контролируют свои эмоции, желания и поведение.

Как узнать темперамент малыша

Родителям не нужно выполнять какой-либо тест на темперамент, чтобы выявить его у крохи. Подобные исследования проводят воспитатели и школьные психологи для выявления психологических особенностей ребят, и определения методики воспитания и общения с ними.

В дошкольном периоде достаточно просто понаблюдать за поведением ребёнка в течение некоторого времени.

Влияние темперамента на детские поведенческие особенности можно проследить уже с самого рождения. Некоторые младенцы плаксивые, капризные, требуют постоянного внимания, другие же, наоборот, спокойные и умиротворённые, просто наблюдают за происходящим.

Для выявления темпераментного типа у дошкольника задайте себе несколько вопросов, ответы на которые определят характер малыша:

  • в какие игры и как играет ребёнок – активно с друзьями, тихо в одиночестве;
  • как воспринимает критику – со злобой, пониманием, обидой;
  • какая у малыша манера общения со сверстниками – разговаривает как лидер, молчит, слушает;
  • как реагирует на новые впечатления – сковывается, проявляет интерес, пассивен;
  • как принимает решения – молниеносно, долго и нудно.

Каждый темпераментный тип характеризуется определёнными преимуществами и недостатками. Родителям важно знать природные особенности малыша, чтобы способствовать развитию его сильных качеств и компенсировать недостатки, заложенные высшей нервной системой.

Общие черты каждого темпераментного типа

Определение типа темперамента иногда проходит сложно, поскольку практически невозможно встретить тип темперамента, который бы не включал в себя черты, присущие другим типам. Обычно наблюдается смешение различных особенностей.

Читайте также  Как пользоваться сывороткой для лица! ❗

Это объясняется тем, что малыши начинают осваивать интересные им виды деятельности, практикуют коммуникативные навыки. Также накладывается воспитание родителей и влияние социума.

Детская деятельность контролируется родителями, которые корректируют некоторые поведенческие акты:

  • побуждают флегматиков к активным действиям;
  • стимулируют социальные умения меланхоликов;
  • настраивают холериков на дружелюбное отношение к другим членам общества.

В такие моменты каждый ребёнок может проявлять черты сангвиника. Но при более длительном наблюдении становятся очевидны преобладающие качества малыша.

Дети-сангвиники

Они ловкие и активные, часто и с удовольствием едят. Их отличительная черта – непосредственность, они с лёгкостью находят новых друзей, и любят общаться. Одиночество для них неприемлемо, для них обязателен партнёр для игр. Такие ребята часто улыбаются и смеются.

Из отрицательных черт характера выделяют поверхностность.

Дети сангвинистического типа не способны долго удерживать внимание на одном предмете. Им быстро надоедают старые игрушки, мультфильмы, книги. Они требуют новых эмоций и впечатлений.

Дети-холерики

Энергичные малыши, постоянно чего-то желающие. Для воплощения желаний они сами стараются и требуют того же от других. Холерики капризны, крикливы, эмоциональны. У них часто и резко меняется настроение.

Приём пищи у таких детей обязательно должен сопровождаться любым увлекательным занятием, например, просмотром мультфильмов.

Холерик ненавидит проигрывать и быть на вторых ролях, в любой ситуации он должен быть победителем. Этот перфекционизм мешает крохе нормально общаться со сверстниками, регулярно возникают конфликтные ситуации.

Иногда им тяжело понять, как себя вести: им необходимо общение, но неуравновешенные действия не позволяют наладить продолжительные дружественные отношения.

Малыши ежедневно устраивают истерики, топают ногами, показывают агрессию. Поводом для подобного раздражения является любая незначительная мелочь: просьба идти спать либо заняться чем-то другим.

Дети-флегматики

Флегматичность сопровождается инертностью, спокойностью, медлительностью. При таком типе ребёнку важно постоянство распорядка дня, ему тяжело резко менять планы.

При нарушении привычного порядка малыш впадает в истерику, становясь похожим на холерика. Такие детки хорошо спят, быстро засыпая.

Флегматик ест все блюда с удовольствием, доедая каждую порцию до конца. Он начинает разговаривать немного позже своих сверстников, но очень рано проявляет любовь к музыке. Услышав мелодичные ритмы, дети танцуют им в такт. Любят слушать сказки, быстро запоминают.

К отрицательной черте характера относится чрезмерная медлительность, которая многих раздражает.

Будучи погружённым в свои мысли, ребёнок может не слышать обращений к себе. Флегматикам тяжело подстроиться под другой ритм жизни.

Дети-меланхолики

Нервная деятельность таких деток протекает не спеша, торможение доминирует над реактивностью.

Для того, чтобы сменить вид деятельности, им нужен некоторый период времени. Они долго засыпают (ближе к полуночи) и не могут быстро встать с постели.

Такие малыши нуждаются в мягкости, в постоянной заботе и опеке.

Меланхолики не нуждаются во множестве друзей, им достаточного и одного. Если компаньона для игры не нашлось, ребёнок с удовольствием поиграет один. Они любят складывать пазлы, читать, разгадывать головоломки, рисовать.

Дети меланхолического типа имеют таланты в сфере творческой деятельности, любят музыку, пение. При необходимости они самостоятельно разберутся в интересуемой теме. Меланхолики высоконравственны и обязательны.

Индивидуальный подход в методике воспитания

Темпераментный тип особым образом влияет на формирование детской личности, каждая из которых нуждается в индивидуальном подходе.

Родители, воспитатели и учителя должны понимать, что их реакция на поведение ребёнка влияет на его душевную организацию. В воспитании нужно учитывать пассивность и активность детей.

Особенно тяжело приходится родителям, воспитывающим холериков. Таких детей нужно постоянно чем-то занимать, развлекать.

Чтобы не допускать агрессии и истерик, важно не срываться самим. Мягко реагируйте на их требования, оставайтесь спокойными, сохраняйте самообладание.

Активность сангвиников требует корректировки, временами притормаживайте малыша, помогите ему сосредоточиться. Только любимые занятия могут заставить таких детей затихнуть на непродолжительное время.

Поскольку флегматики медлительны, то нужно тренировать быстроту их реакции. Поиграйте с ребёнком в игры на время, если он долго занимается чем-то одним, предложите сменить вид деятельности, заинтересуйте кроху.

Меланхолики требуют гиперопеки, но, чтобы не вырастить эгоиста, иногда нужно отстраняться. Запишите ребёнка на танцы, там он займётся любимым делом, и попрактикует навыки общения.

Заключение

Для того, чтобы определить темперамент ребёнка, нужно понаблюдать за крохой, оценить его отношения со сверстниками.

Эта информация необходима родителям для осознания личности малыша, знакомства с его интересами и страхами. Зная темпераментный тип, можно легко наладить контакт с ребёнком, быстро корректируя возникающее недопонимание.

Источник:
http://its-kids.ru/temperament-rebyonka.html

Как определить темперамент ребенка?

Проблема отцов и детей, описанная многими классиками литературы, не первое столетие тревожит семьи. Родители не слышат детей, а дети устраивают подростковые бунты, попирая все авторитеты. Для того чтобы найти взаимопонимание со своим ребенком, выстроить с ним гармоничные отношения, необходимо понять особенности его психики. Одни дети требуют постоянного внимания и участия взрослого, другие любят активное общение со сверстниками и подвижную активность, а третьи предпочитают провести весь день за книгами и не обращать внимания на окружающих. Такое различие обусловлено множеством различных особенностей личности ребенка, одна из которых – это его темперамент.

Что это такое?

Общее понятие темперамента означает основные особенности и свойства психики индивидуума. Такие отличительные черты личности одинаково проявляются в различных действиях ребенка и не зависят от целей и мотивов. Зачастую подобные реакции сохраняются до конца жизни, а их совокупность позволяет классифицировать огромное множество таких особенностей на несколько основных типов. Определение этого типа зависит от конкретных свойств психики каждого конкретного человека.

Активность – это свойство психики, которое отвечает за скорость принятия решений и интенсивность внедрения их в свою жизнь. Чем быстрее ребенок реагирует на раздражители, тем настойчивее и сосредоточеннее он добивается результатов и преодолевает препятствия. Это свойство часто называют энергией, или энергетикой человека. Считается, что люди с более сильной энергетикой достигают большего в жизни и в целом более счастливы, хотя научно это не доказано.

Сензитивность – это свойство психики напрямую связано с активностью и определяет минимальную величину воздействия, которая необходима для возникновения в психике человека какой-либо ответной реакции. Эмоциональная возбудимость – свойство, похожее на сензитивность, но в отличие от нее показывает, какова будет сила ответной реакции на минимальное внешнее воздействие. От эмоциональной возбудимости зависит агрессия и вспыльчивость как ребенка, так и взрослого человека. С другой стороны, она же отвечает и за радостное возбуждение, яркие переживания эмоциональной близости и чувства счастья.

Реактивность отвечает за интенсивность непроизвольных реакций человеческой психики. Такие реакции возникают как от громкого и резкого голоса родителя, так и от обидного замечания. Темп реакций отвечает за скорость протекания реакций, уже возникших как ответное действие в психике. Чем он выше, тем быстрее ребенок приходит в спокойное расположение духа после радостных или печальных событий. Младенец, имеющий высокий темп реакций, быстрее успокоится при плаче, однако и быстрее заплачет вновь. Кроме того, это свойство влияет на скорость мыслей, речи и жестов.

Соотношение между активностью и реактивностью – показатель того, какие факторы в большей степени влияют на ребенка, от чего более зависимы его действия: от его целей и стремлений или настроения и обстановки. Первым важнее добиться и победить, а вторым – получить удовольствие от процесса. Пластичность позволяет быстрее реагировать на изменение окружающей ситуации и активнее приспосабливаться к изменившимся условиям. Ригидность означает более инертное поведение, ригидный ребенок не хочет меняться, он упрям и настойчив, любые перемены его нервируют и пугают.

Экстраверсия и интроверсия. Последнее свойство определяет, от каких впечатлений зависят положительные и отрицательные реакции психики ребенка: от внешних или внутренних. Экстраверты предпочитают широкий круг знакомых, новые впечатления и умения. Интроверты предпочитают мечты и мысли о прошлом и будущем в одиночестве или в соседстве с книгами. Все эти свойства в одинаковой мере влияют на характер любого человека и в итоге определяют его темперамент. При этом не существует плохих или хороших свойств, все они лишь инструмент человека, позволяющий нервной системе выполнять управление и контроль над всей жизнедеятельностью человека и обеспечивать его максимально комфортное и безопасное существование.

Типы и характеристика

Существует всего 4 основных типа темперамента, которые получили свое название еще до нашей эры. Древнегреческий врач Гиппократ утверждал, что в организме человека есть 4 основных жидкости, которые назывались «соки». В зависимости от того, какой из них преобладает в организме человека, формируется его характер. Большее количество крови (sanguis на латыни) делает человека сангвиником, а преобладание флегмы (phlegma) делает его флегматиком. Большое количество желчи (chole на латыни) превращает ребенка в холерика, а если эта желчь имеет черный цвет (melas chole на латыни), то он станет меланхоликом. На сегодняшний день от классификации, введенной Гиппократом еще в VXVIII веке, остались лишь названия, которые описывают особенности психики человека.

Сангвиник – это человек с повышенной активностью, уравновешенной такой же реактивностью. Он настроен к жизни оптимистично и благодушно, любит громкие разговоры, большие компании и активную деятельность. Высокий порог чувствительности не дает ему обращать внимание на слишком тихие и спокойные звуки. Зато сангвиникам присущи скорость реакций, живость ума и быстрая адаптация к новым условиям.

Холерик также отличается низкой чувствительностью и активностью, однако реактивность в его темпераменте преобладает. Он часто несдержан и даже агрессивен, более тяжел в смене мыслей и устойчив, чем сангвиник. Настойчив и уверен в себе, любит большое количество общения, однако очень тяжело переключает внимание с одного действия или цели на другую. Активность флегматика преобладает над реактивностью, а потому он малочувствителен и практически не эмоционален. Его не коснется общее веселье, но и опечалить такого человека весьма трудно. Он с трудом переключается между делами, но при этом очень трудоспособен и усидчив. Является интровертом и с неохотой заводит новые знакомства.

Меланхолик имеет высокую чувствительность при низкой реактивности. Любой незначительный повод может вызвать его реакцию в виде слез и даже нервного срыва. Тихий голос и медленные движения меланхолика выдают в нем глубокого интроверта, предпочитающего уйти от большого скопления людей в свой внутренний и часто придуманный мир. Внимание такого ребенка будет неустойчиво, он часто отвлекается на мелочи, а малейшая трудность надолго выбивает его из колеи. При этом у таких людей отлично развита эмпатия и сострадание, и мужчины, и женщины часто любят животных и маленьких детей, способны сопереживать героям книг и фильмов.

В обычной жизни возможность встретить чистого холерика или меланхолика, как и другие типы, стремится к нулю. Людей одного типа темперамента практически не бывает из-за того, что внешняя среда и воспитание часто накладывают свой отпечаток на психику. При этом влияние одних особенностей темперамента на детский характер будет сильнее, чем других, что и определит в итоге его тип. Для того чтобы узнать темперамент ребенка, достаточно провести небольшой тест и ответить на следующие вопросы.

  • Какие игры предпочитает ребенок дошкольного и школьного возраста (тихие или активные, с друзьями или в одиночестве)?
  • Как ребенок воспринимает критику родителя или ученик воспринимает замечания учителя (соглашается, обижается, злится)?
  • Как сын или дочь общается с разными сверстниками (любит внимание или предпочитает молчать, прислушивается к ним или пытается выступить в качестве лидера)?
  • Как малыш реагирует на новые места и людей (скован и нерешителен или интересуется происходящим, быстро возбуждается или не проявляет никакой реакции)?
  • Как мальчик или девочка принимает решения или делает уроки (быстрым наскоком или долгими взвешиваниями, задачи решаются терпеливо и медленно или быстро, но интерес скоро пропадает)?

В зависимости от того, какие индивидуальные особенности ребенка послужат ответами на эти вопросы, можно определить основной темпераментный тип не только ребенка школьного возраста, но даже грудного малыша.

Такой темперамент легко распознать с самых малых лет. Младенцы-сангвиники быстро развиваются, проявляют интерес к окружающему миру и мало спят. Такие дети почти не доставляют проблем родителям и часто называются «золотыми». Они активны, любят как спорт, так и изучение нового. Легко заводят друзей, а вот их отсутствие переносят тяжело. Мальчики и девочки с таким темпераментом быстро забывают неудачи и стремятся к новым целям. Сангвиники послушны, но при этом умеют высказывать свое мнение. Ближе к подростковому возрасту их энергия только еще более вырастает, и они превращаются в неутомимого затейника для своей большой компании или семьи. Учеба дается им легко, в классе они занимают положение добродушного оптимиста, у которого нет врагов и недоброжелателей.

Меланхолик

Такой младенец имеет рваный и нервный сон, часто капризничает и тяжело успокаивается. Их развитие происходит медленнее, чем у сверстников, они плохо растут и позже начинают говорить. Отличительными чертами малыша будут замкнутость и нерешительность. Такой ребенок испытывает глубокие сомнения по любому поводу и очень зависим от одобрения родителей. Они не любят ходить в школу, так как большое количество шумных одноклассников и быстрый темп обучения утомляет таких малышей. В подростковом возрасте меланхолики подвержены частым депрессиям и нервным срывам, любая критика воспринимается очень болезненно и может привести к истерике. Даже если они выучили домашнее задание, то никогда не поднимут руку. Их редко берут в большие компании, из-за чего они еще больше страдают от своей непохожести на других детей.

Источник:
http://vplate.ru/temperament/rebenka/