Что такое байопик

Что такое байопик?

Что такое байопик? Англоязычный вариант названия биографической кинокартины. И вне всякого сомнения кинобиографии, как направление в кино, очень популярны у зрителя. В этом материале мы поговорим о том, какими бывают байопики и всегда ли они хороши.

Не будет лишним преувеличением сказать, что большинство людей хотя бы раз в жизни интересовались биографией того или иного известного человека. История человечества предлагает нам тысячи имён, жизнь которых была наполнена захватывающими событиями. Военачальники, писатели, политики, учёные, священнослужители, и многие-многие другие стали настоящими легендами.

Неудивительно, что кто-то может заинтересоваться судьбой Наполеона Бонапарта или Амедео Модильяни. Поэтому повествовательные искусства нередко пытаются взять чью-либо биографию и создать на её основе художественное произведение. В кино такое явление получило название «байопик» (от англоязычного biographical motion picture) – т.е. биографическая картина.

Популярность фильмов-байопиков не спадает никогда, поэтому имеет смысл попытаться разобраться в этом явлении. Что такое байопик? Этой теме и посвящаем отдельную статью в цикле «Жанры».

Конечно, не совсем корректно говорить о байопике, как о жанре. Потому как жанровая принадлежность биографической картины сильно варьируется в завимости от объекта рассказа. Так, история про военного деятеля (скажем, фильм «Паттон» Франклина Шаффнера) по форме будет склоняться к военной драме, а сюжет о кантри-гитаристе (как «Переступить черту» Джеймса Мэнголда), скорее всего, предстанет в виде музыкального фильма.

Но важно отметить, военная драма про реально существовавшего полководца строится совсем не так, как аналогичный фильм о вымышленном генерале.

Основное отличие, разумеется, в том, что байопик хотя бы номинально должен придерживаться фактов, произошедших с героем в реальности. Вряд ли корректно делать кинокартину, в которой Александр Суворов будет доблестно сражаться с нацистскими войсками под Сталинградом (если перед нами всё же байопик, а не фарс). Мало того, что это может быть воспринято в качестве клеветы на человека, так ещё и гарантирует нападение на создателей фильма специалистов всех мастей, причём весьма справедливое.

Я не могу сказать, что сторонник стопроцентной историчности любой ценой – всё же игровое кино предполагает художественное осмысление действительности и не исключает необходимой драматизации. Однако излишнее фантазирование также чревато последствиями. Хотя, конечно, каждый отдельный случай нужно рассматривать особо.

Так или иначе, большая часть байопиков строится на уже давно устоявшихся элементах, о которых следует побеседовать.

Биография как стандарт

Интересно, что зачастую, вне зависимости от рознящегося жанра, биографические фильмы походят друг на друга. То есть имеют аналогичные структуры повествования. Казалось бы, что общего может быть в биографиях деятелей не только разных профессий, но даже разных эпох? Между тем, байопики почти всегда подвергаются жёсткой унификации формы.

Если выводить сюжетную структуру биографического фильма в виде сухого остатка, то почти всегда мы увидим формулу: великий человек (люди) покоряет всевозможные вершины, не смотря ни на что.

Подобный подход, надо полагать, возникает в первую очередь от стремления минимизировать риски. Потому, с одной стороны, требуется рассказать в фильме наиболее известные факты из биографии выбранной персоны, чтобы просветить интересующихся; с другой стороны важно не оскорбить ничьих чувств.

Указанный метод вполне подходит для создания крепкого фильма, рассчитанного на широкую аудиторию: вспомним «Трамбо» о легендарном голливудском сценаристе Далтоне Трамбо или «Социальную сеть» про создателя Facebook, Марка Цукерберга.

Но важно сказать, что линия наименьшего сопротивления с точки зрения формы может попросту привести к созданию «беззубого фильма».

Хороший примером служит вышедшая во второй половине 2018-го года «Богемская рапсодия», рассказывающая о творческом пути Фрэдди Меркьюри и группы Queen (режиссёр – Брайан Сингер). При заметном внешнем лоске, качественном воссоздании эпохи и крупных финансовых затратах, фильм с сюжетной точки зрения представляет собой экранизацию статьи в Википедии. Особенно иронично выглядит то, что на экране Queen представлены как радикальные творцы-экспериментаторы, а сам фильм боится поэкспериментировать даже в монтаже.

К сожалению, значительная часть байопиков именно такая – это стандартизированное, отточенное вплоть до каждой миллисекунды кино, опасающееся творческого поиска.

Значит ли, что стандартный байопик можно оценивать только отрицательно? Мне так не кажется. Такие киноленты могут выполнять минимально просветительскую функцию, и зритель, никогда не интересовавшийся объектом того или иного биографического фильма, возможно, сможет заполнить пробел в образовании. Условно говоря, упрощённая версия книжной серии «Жизнь замечательных людей».

Но этим применением биографический фильм не ограничивается. Некоторые режиссёры дают иной ответ на вопрос «Что такое байопик?».

Биография как политика

Советский историк Михаил Покровский утверждал, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. Он имел в виду, что таким образом история имеет практическое применение, она может и должна использоваться как инструмент общественной работы сегодня. Че Гевара в книге «Партизанская война» также писал о том, что партизанам полезно было бы почитать жизнеописания героев прошлого.

Хорошо это или плохо, но политический подход довольно часто применяется и в работе с биографическими картинами: иначе говоря, байопик становится инструментом той или иной пропаганды.

Например, советский кинематограф сталинских времён отметился массой байопиков про российских политических и военных лидеров различных эпох («Александр Невский», «Суворов», «Чапаев», «Щорс», «Петр I», «Адмирал Нахимов», «Иван Грозны», «Адмирал Ушаков», «Котовский» и т.д.) – разворот в эту сторону требовался, чтобы поддержать общий разворот в политической жизни страны к сильной и авторитарной власти.

Причём вспомнили даже многих дореволюционных деятелей, которых ещё недавно (в 20-х годах) оценивали в основном отрицательно. Сюжетно у большинства картин отмечалась ярко выраженная патриотическая ориентировка, а также упор на роль исключительной личности в истории. Учитывая, что в это же самое время складывается культ личности товарища Сталина и проводится линия непогрешимости коммунистической партии – тенденция вполне понятна.

Отдельно можно вспомнить так называемые «Ленинианы» и «Сталинианы» (кинокартины, посвящённые Ленину или Сталину, представляющие их, как никогда не ошибающихся вождей).

Ленин в Октябре

Другой характерный образец дарит нам уже современная Россия. В эпоху реставрации капитализма возникла идеологическая необходимость разрушить советские легенды, представить их в нелицеприятном виде и предложить альтернативу. Так появляется, например, биографическая картина «Адмиралъ» (дореволюционный стиль написания, разумеется, не случаен). В нём сложная фигура Александра Колчака трансформируется в благородного и доблестного офицера, единственным прегрешением которого становится любовная интрига на стороне (и то, тяжесть преступления сильно снижается, потому как чувства «искренние»).

Конечно же, красноармейцы и революционеры в фильме не претендуют ни на малейшую человечность – это шайка малограмотных бесчестных бандитов с садистскими наклонностями. По большому счёту, «Адмиралъ» является инвертированным «Чапаевым» (сталинская пропаганда переведённая наоборот). Здесь же вспомним и биографический сериал «Троцкий», берущей своей целью дискредитировать всякое революционное движение перед зрителем – революции здесь устраиваются исключительно властолюбивыми, одержимыми комбинаторами, поэтому население ни в коем случае не должно симпатизировать революционерам прошлого.

Забавно, что и Колчака, и Троцкого в названных лентах играет один и тот же Константин Хабенский – не исключено, что нашлись бы злые языки, которые поиронизировали бы над гипотетически возможным кроссовером о Гражданской войне, где с обеих сторон армиями руководил бы этот артист.

Любопытно, что Ленин в «Троцком» так же вывернут наизнанку относительно Ленина в сталинской пропаганде: из доброго и гениального старичка он превратился в расчётливого беспринципного монстра.

Россия в данном случае не особенный случай. Политический байопик проявлял себя и в других странах мира. Так, Оливер Стоун сделал «Никсона» и «Буша», посвящённых президентам США Ричарду Никсону и Джорджу Бушу-младшему соответственно – обе картины содержат весьма заметный критический взгляд на американскую политику последних лет.

Масштабная биографическая лента Спайка Ли «Малькольм Икс» о видном борце за права чернокожего населения также нацелена на то, чтобы улучшить понимание белыми чёрной культуры и транслировать идею о возможности мирного сосуществования.

В общих чертах данный подвид биографического кино характеризуется тщательным отбором фактов таким образом, чтобы достичь конкретного политического результата. К несчастью, иногда метод становится инструментом совсем уж бесчестной игры.

Впрочем, есть и куда более экстравагантный формат байопика.

Читайте также  Репутация сексоголика: как Влад Соколовский «отмывается» после измен Дакоте

Биография как лаборатория

Наиболее любопытные фильмы получаются тогда, когда режиссёр подходит к созданию байопика, как к действительному творчеству. Автор картины осмысляет героя, о котором рассказывает, и подбирает необходимую художественную концепцию, не оглядываясь на общепринятые стереотипы сюжетной структуры байопика. На большую беду, биографических историй подобного толка появляется совсем немного.

В качестве образца можно вспомнить фильм Мартина Скорсезе «Бешеный бык», являющийся одновременно и спортивной драмой, и байопиком о жизни боксёра Джейка Ла Мотты. Для Скорсезе история Ла Мотты – это история саморазрушения и морального упадка. Отсюда и все средства выразительности: чёрно-белая картинка, локации в стиле неореализма, много грубости и агрессии. И, вне всякого сомнения, главный герой здесь не выглядит, как великий человек, покоряющий вершины.

Творчески подошёл к делу и Дон Чидл, популярный актёр, дебютировавший в режиссуре биографическим фильмом о джазмене Майлзе Дэвисе. «Убить трубача» в кинематографической манере старается перенять ритм и импровизационную манеру джаза – отсюда причудливый и изменчивый монтаж, взлетающая до фантастических пределов динамика повествования. Порой даже появляется ощущение, что перед глазами мелькает лишь фантазия. И девиз всего фильма задаёт сам персонаж Дэвиса в самом начале картины: «Когда рассказываешь историю – рассказывай её с интересом».

Наконец, совсем радикальные эксперименты по отношению к биографиям известных личностей проводил британский кинематографист Кен Рассел. Его метод походит уже на откровенный вымысел и балансирует на грани фола (тот самый случай фарса).

Например, «Листомания» вроде бы является байопиком о пианисте и композиторе Франце Листе, но при этом больше напоминает кич: здесь Лист и Вагнер выглядят, словно рок-звёзды; повсюду фрейдистские символы и целенаправленное смешение эпох. В другом проекте, «Любителях музыки» о жизни Чайковского, Рассел делает уверенный крен в сторону гомосексуализма композитора, доходя до настоящего скандала.

Опыты Кена Рассела стремятся нарушить основное правило направления, а именно – хоть сколько-нибудь терпимую историческую достоверность. Эдакий «безумный» байопик.

Естественно, экспериментальный подход к байопику горзадо более рискованный. Картину могут не принять зрители, не оценить критики, да ещё и от специалистов достанется. Однако лично мне кажется, они гораздо ближе стоят к кино, как искусству, чем к статье в Википедии. По крайней мере, такие фильмы всегда смотрятся свежее и неожиданнее.

Так или иначе, кинобиография живее всех живых. Она будет жить столько же, сколько живо кино, потому что история подарила нам очень много видных персонажей и немало подарит в будущем.

Может и некоторые из читателей настоящей статьи уже вынашивают в голове замысел фильма о ком-то ярком и значительном?

Независимый режиссёр и сценарист Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

Источник:
http://craftkino.ru/chto-takoe-bajopik/

Жанр фильма байопик: что это и где его можно встретить

Многие люди, встречая слово «байопик», сразу задаются вопросом о том, что это. Байопик является одним из жанров кино. По сути, это фильм-биография. Он пользуется большим спросом у тех телезрителей, которые любят кинопроекты об исторических личностях или других знаменитостях. В данной статье вы сможете найти подробный ответ на вопрос о том, что это – байопик, а также узнать о самых известных кинокартинах этого жанра.

Появление жанра в мире кинематографа

Фильмы-биографии появились через четыре года после зарождения кинематографа. Отвечая на главный вопрос статьи, можно сказать, что байопик – это жанр, в котором рассказывается о какой-либо известной личности, жизни этого человека. Часто это повествование о каких-то отдельно взятых драматических событиях из биографии.

Рассуждая о том, какой фильм называют байопиком, следует учитывать, что основной задачей такой кинокартины является изображение общей жизненной истории известной личности и демонстрация влияния, оказанного этим человеком на события в мире. Многие считают, что это то же самое, что и исторический фильм, однако это не так. Главным отличием биографических кинокартин от исторических фильмов и работ, основанных на реальных событиях, является то, что в них не делается акцент на хронологию событий.

Интересно, что байопик – это фильм, в котором предлагаемая информация о знаменитости может быть даже недостаточно достоверна. Некоторые моменты здесь могут быть более яркими и драматичными, чем на самом деле.

Первый фильм-байопик

Первый биографический фильм появился в 1899 году во Франции. Кинокартина под названием «Жанна д’Арк» была снята режиссером Жоржем Мельесом. «Жанна д’Арк» – немой фильм, продолжительность которого составила 10 минут. Сюжет рассказывает о национальной героине Франции.

Байопик представляет зрителю ее посвящение в рыцари, пленение и самый драматический момент – сожжение на костре. В конце короткометражного фильма Жанна д’Арк попадает в рай.

Жанр байопик популярен и в настоящее время. Режиссеры многих стран сняли биографические фильмы о своих национальных героях, а также о других знаменитых личностях. Среди лучших байопиков можно выделить такие кинокартины: «Список Шиндлера», «Социальная сеть» и «Поймай меня, если сможешь».

«Список Шиндлера»

«Список Шиндлера» был снят в 1993 году. Главным героем фильма является историческое лицо – Оскар Шиндлер. Этот человек являлся немецким бизнесменом и промышленником. Во время Холокоста он спас более 1000 евреев. Спустя 8 лет после его смерти была написана книга о жизни героя, которая получила название «Ковчег Шиндлера». По мотивам этой книги Стивен Спилберг и снял свой фильм.

Эта кинокартина вошла в число лучших байопиков. Сюжет ее разворачивается во время Второй мировой войны. Немецкий бизнесмен по фамилии Шиндлер приезжает в оккупированный город, чтобы открыть там свою фабрику. Для работы он нанимает евреев из бедного района, размещенного в этом же городе. А для того чтобы им дали возможность работать, главный герой помогает евреям подделать документы.

В этот же город приезжает и немецкий офицер Амон Гет. Он прибыл для выполнения приказа, обязывающего переправить всех евреев в концлагерь Аушвиц для уничтожения. Шиндлер решил помочь ни в чем не повинным людям и предложил взятку Амону Гете, чтобы тот дал возможность забрать тысячу евреев на работу на другую фабрику. Для этого Шиндлер составил список, по которому будут отобраны рабочие для его предприятия. Таким образом немецкий предприниматель Шиндлер смог спасти жизни огромного числа людей.

«Социальная сеть»

«Социальная сеть» является одним из современных фильмов-байопиков. В нем рассказывается о создателе всемирно известной социальной сети Facebook. Сюжет картины посвящен жизни студента Гарварда по имени Марк Цукерберг. Главный герой имеет трудности в общении со сверстниками, однако при этом отлично разбирается в компьютерах.

В один день Марка бросает девушка, и он решает взломать базу студенток, обучающихся в Гарварде. Благодаря этой выходке герой стал популярен во всем университете. Позже это подтолкнуло его к идее создания социальной сети, с помощью которой люди смогут общаться и делиться своими новостями.

«Поймай меня, если сможешь»

Сюжет фильма основан на истории жизни известного мошенника по имени Фрэнк Абигнейл. За свою жизнь Фрэнк подделал чеки, сумма которых в общем составила более 2,5 миллионов долларов.

Фильм посвящен тому, как этот молодой парень водит за нос самых опытных агентов ФБР. Он не только искусно подделывает чеки, но еще и может изобразить кого угодно. Сегодня он – пилот самолета, а завтра – врач местной больницы. На самом же деле Фрэнк является обычным школьником, который еще даже не достиг совершеннолетия. Сможет ли ФБР найти того, кто скрывается за всеми этими образами?

Кинокартина была выпущена в 2002 году и получила много положительных отзывов от телезрителей. По рейтингу «КиноПоиска», фильм «Поймай меня, если сможешь» имеет 8,5 балов из 10.

Источник:
http://www.syl.ru/article/381297/janr-filma-bayopik-chto-eto-i-gde-ego-mojno-vstretit

Что такое:: байопик

Главная отличительная черта байопика: он сочетает в сбе элементы документального кино и художественного фильма.

«Байопик — экранная ЖЗлка»

Что же такое байопик? Это слово только в последне время встречается все чаще.

Байопик — то же, что и фильм-биография , художественный фильм основанный на биографии реального человека. Байопиком называют фильм, посвященный жизни конкретного человека. Безусловно, в первую очередь, речь идет о знаменитостях. Дословно термин байопик обозначает “фильм-биография”. Среди наиболее известных байопиков: “Дж. Эдгар” об Эдгаре Гувере, “Жизнь в розовом цвете” об Эдит Пиаф или “Рэй” о жизни Рея Чарльза.

Читайте также  Бисероплетение колье и ожерелья

Восемь байопиков, которые стоит посмотреть

1) «Социальная сеть» Дэвида Финчера. Фильм повествует о жизни и судьбе Марка Цукерберга — создателе социальной сети «Facebook». Фильм показывает жизнь Цукерберга: его учебу в университете, отношения с партнерами и друзьями. Главной темой фильма стала тема цены успеха.

2) «Поймай меня, если сможешь» Френка Эбигнейла — правдивая история о реальном преступнике Френке, который в 16 лет начинает переделывать чеки, использующиеся в 26 странах мира. В главной роли Леонардо ди Каприо.

3) «Королева» — драма об одной из самых сложных эпох в истории Британии — смерти королевы Дианы.

4) «Список Шиндлера». Главный герой этого фильма — Оскар Шиндлер, спасший во время войны 1200 евреев. Режиссером этого фильма выступил Стивен Спилберг. Фильм выполнен в черно-белых тонах, что делает его очень дрматичным.

5) «Игры разума». Фильм о знаменитом математике Джоне Нэше, который стал создателем теории игр, а затем стал лауреатом Нобелевской премии. Драма его жизни заключается в том, что Нэш провел большую часть своей жизни в попытках победить такой недуг, как шизофрения.

6) «Король говорит» — байопик о Генрихе VI. Этот фильм многие эксперты не считают байопиком в полном смысле этого слова, потому что кино охватывает только часть жизни короля, но все же эта часть жизни одна из самых значимых и важных периодов в истории Британии.

7) «Пианист» реж. Романа Полянского — шедевр в полном смысле этого слова, драма о том, что такое доброта и человечность, где искать надежду если ее уже практически нет. Главный герой — польский пианист еврейского происхождения Владислав Шпильман становится героем страшной эпохи — Второй мировой войны.

8) Пираты кремниевой (силиконовой) долины — в основу его сюжета положена история о двух выдающихся личностях — Стиве Джоббсе и Билле Гейтсе.

И напоследок, у байопика есть своя отличительная черта: он сочетает в себе черты документального кино и художественного фильма. В байопике главное- ознакомиться со своим героем полностью и как можно тщательнее.

Источник:
http://www.ikirov.ru/news/17246-chto-takoe-bayopik

Ответы на популярные вопросы — что это, что значит.

Что такое Байопик

Байопик (Biopic) – это биографический фильм, созданный для показа в кинотеатрах или по ТВ, с целью ознакомления зрителей с особо драматичными моментами жизни реальной личности.

Что такое БАЙОПИК – значение, определение простыми словами.

Простыми словами, Байопик – это полноценный художественный фильм, рассказывающий о жизни реально существующего или исторического персонажа. Как правило, байопики посвящены наиболее ярким личностям, которые своими действиями значительно повлияли на ход истории или внесли ощутимый вклад в развитие человечества в целом.

Следует отметить, что хоть байопик и основывается на реальной биографии человека, ему все же присущая изрядная доля драматизма и отклонений от подлинной истории. Все дело в том, что в первую очередь, это все-таки художественный фильм, который зрителю должно быть интересно смотреть. Таким образом, режиссеры часто упускают довольно важные с исторической точки зрения факты, и сосредотачиваются на тех акцентах, которые более драматично и ярко передают характер и мотивацию персонажа.

На самом деле, практически каждый байопик манипулирует фактами в определенный момент, когда это нужно сделать в угоду зрительскому интересу. И сколько бы не возмущались историки и биографы по поводу ошибок или несоответствий, данный жанр кино, является всего лишь мультимедийным контентом, созданным для заработка денег. В некотором смысле, это режиссерские интерпретации биографий.

Фильмы Байопики.

На данный момент существует огромное количество байопиков, но все же, некоторые из них, по нашему скромному мнению, действительно хороши:

  • Список Шиндлера (1993);
  • Ганди (1982);
  • Амадей (1984);
  • Авиатор (2004);
  • Социальная сеть (2010);
  • Лоуренс Аравийский (1962);
  • Игры разума (2001);
  • Линкольн (2012);
  • Игра в имитацию (2014);
  • Тёмные времена (2017).

Байопик и Документальный фильм, в чем разница?

Основное и ключевое различие между двумя этими фильмами заключается в том, что документальный фильм должен в точности передавать все исторические события и факты, которые достоверно известны в отношении главного персонажа. Байопик в свою очередь может более свободно трактовать происходящие события, упускать или добавлять различные детали.

Источник:
http://chto-takoe.net/chto-takoe-bajopik/

Почему Голливуду нравится снимать биографии музыкантов

Голливуд в поиске следующей «Богемской рапсодии»

Еще недавно все обсуждали «Богемскую рапсодию», биографический фильм о титанах рок-музыки XX века — британской группе Queen. Сейчас все больше интереса вызывает уже другой байопик — готовящийся к прокату «Рокетмен» об эксцентричном сэре Элтоне Джоне. Если углубиться в тему биографических драм о музыкантах, то окажется, что Голливуд испытывает явную склонность к этому жанру и скоро впереди нас ждет еще больше таких картин. ELLE рассказывает, почему влиятельные киностудии так любят этот жанр и какие еще байопики великих музыкантов нам скоро покажут.

В активном поиске

Голливуд определенно любит экранизировать биографии известных музыкантов: только-только улеглась шумиха вокруг байопика группы Queen «Богемская рапсодия», а уже все больше внимания привлекает фильм о сэре Элтоне Джоне «Рокетмен», который выйдет в российский прокат 6 июня. Добавьте к этому недавний анонс биографической драмы о Дэвиде Боуи образца 1971 года «Stardust», находящуюся в разработке ленту о Джоуи Рамоне из пионеров панк-рока Ramones и готовящуюся французскую картину «Сила любви», вдохновленную биографией Селин Дион и с ее песнями в саундтреке.

Есть и другой любопытный вариант вплетения музыки в сюжет — лента «Ослепленный светом» Гуриндеры Чадхи, когда-то снявшей «Играй как Бекхэм» и «Париж, я люблю тебя». Ее новый фильм — история взросления паренька, влюбленного в музыку Брюса Спрингстина, и песни Спрингстина в ленте тесно увязаны с сюжетом. Эта драма основана на воспоминаниях поклонника музыканта, журналиста Сарфраза Манзура, и ее уже купила одна из крупнейших американских кинокомпаний — New Line Cinema, отдавшая за эту сделку 15 миллионов долларов.

Желание объединить искусство кино и популярную музыку проявилось и на Европейском кинорынке, прошедшем в Берлине в начале февраля: дистрибьюторы стали охотнее обращать внимание на байопики музыкантов и фильмы, в которых их музыка играет важную роль. Такой интерес вдохновлен успехом все той же «Богемской рапсодии», на момент работы кинорынка еще не получившей свои четыре «Оскар», но уже разгромно победившей по сборам в прокате всех конкурентов: «Рапсодия» окупила свой бюджет в 20 раз при отрицательных отзывах критиков. Как известно, Голливуд любит найти золотую жилу потенциальных блокбастеров и разрабатывать ее до истощения.

Секрет успеха

Байопики вообще — это один из любимых жанров Голливуда, и, кажется, в последние годы их снимают все чаще. Там, где сценарист не сможет придумать ничего достаточно оригинального, судьба реального человека подкинет самые невероятные сюжеты. Сегодня принято говорить о кризисе идей в кино — индустрию часто ругают за избитые ходы и постоянный самоповтор, и фильмы, основанные на жизнях чем-либо примечательных людей, часто кажутся более свежими, чем плоды фантазий профессиональных сценаристов.

Впрочем, байопики, задействующие известных музыкантов, — это отдельная история. Снять байопик популярного артиста — все равно что подоить только что подоенную корову еще раз и снова получить молоко. Едва ли какой-нибудь спортсмен, ученый или писатель сможет похвастаться такой армией преданных поклонников, какие есть у по-настоящему популярных музыкантов, живых или мертвых. Те же люди, готовые платить за билеты на концерты, книги, винил и сувенирную продукцию своего рок-героя, поп-королевы или рэп-идола, готовы заплатить и за билет в кино, даже если кино их не так уж интересует. Чем популярнее артист, тем больше шанс на хорошие сборы в прокате.

Еще одна важная составляющая успеха таких фильмов заключается в том, что история состоявшегося музыканта, как правило, это история преодоления преград и трудностей. То есть для широкой зрительской аудитории это вдохновляющее кино, мотивирующее что-то делать и не сдаваться. Людям нравятся такие картины, после тяжелого рабочего дня многие предпочтут посмотреть именно такой фильм. Тот факт, что часто судьба артиста обрывается драматически, добавляет зрителю глубины чувств: сначала удовольствие от наблюдения за яркой жизнью и борьбой, а потом трамплин переживаний от ухода этого человека — такой остроты ощущений, какую дает этот контраст, в серых буднях часто не хватает.

Читайте также  Наконец-то! Анна Семенович рассказала всю правду о своей груди

В одну реку дважды

Глупо было бы отрицать, что успех «Богемской рапсодии» в первую очередь случился благодаря огромному количеству поклонников группы Queen, которые оказались готовы простить неточности, пластмассовую ванильность и искусственно выглаженный сюжет, просто чтобы послушать песни великих «квинов» и получить хоть какую-то возможность еще разок прикоснуться к их жизни, и тем более — к жизни Фредди Меркьюри, умершего в 1991 году. Гипотезу, что качество фильма не так важно, как популярность артиста, подтверждает и драма «Звезда родилась» с Леди Гагой в главной роли: эта картонная поделка Брэдли Купера окупила свой бюджет в 17 раз. Наверняка байопик Леди Гаги ждал бы не меньший успех вне зависимости от того, насколько хорошее кино получилось.

Напрашивается вывод, что байопики всемирно известных музыкантов просто обречены на успех, и стоит ожидать, что их будет выходить все больше, но все не так просто. Например, «Stardust» столкнулся с тем, что семья Боуи не хочет давать фильму разрешение на использование музыки Боуи — а какой же байпоик популярного музыканта без его музыки? Та же «Богемская рапсодия» покоряла возможностью послушать песни Queen в отличнейшем качестве кинотеатральных звуковых систем и в Японии превратилась в нечто вроде караоке, когда японцы в кинотеатрах стали подпевать хитам британской рок-группы.

Создатели будущих байпиков могут столкнуться с теми же проблемами, что авторы «Stardust»: все-таки большинство по-настоящему популярных музыкантов жили во второй половине XX века или живы по сей день, а значит, права на их песни еще нужно получить. Это неизбежно будет тормозить рост биографических фильмов музыкантов. Подобная проблема не может возникнуть с байопиками ученых, писателей, спортсменов или актеров. Есть также и вопрос усталости аудитории: если прокат станет слишком насыщен байопиками музыкантов, может получится так, что зрителям этот жанр попросту надоест, и это скажется на сборах. Наверняка все эти соображения есть и у голливудских продюсеров, но все же едва ли это остановит их от попыток повторить успех «Богемской рапсодии», ведь все-таки кино — это не только искусство, но и бизнес.

Источник:
http://www.elle.ru/stil-zhizni/cinema/pochemu-gollivudu-nravitsya-snimat-biografii-muzykantov-id6815402/

Это не просто байопик. Обзор фильма «Рокетмен»

6 июня 2019 года, спустя почти месяц после мировой премьеры на Каннском кинофестивале, в российский прокат выходит фильм «Рокетмен» — драйвовый биографический мюзикл, рассказывающий историю становления знаменитого Элтона Джона.

Декстер Флетчер, режиссёр картины, совсем недавно продюсировавший «Богемскую Рапсодию» — байопик о Фредди Меркьюри, не стал ничего менять в структуре сюжета. Он довольно типичен для фильмов подобного жанра, тем более, что история Элтона похожа на историю Фредди. Мы видим взлёт, падение, переосмысление жизненных ценностей и снова взлёт главного героя.

При этом Декстер явно понимал, что проблем «Богемской Рапсодии» (вроде скомканности сюжета) «Рокетмену» не избежать. Нужно было рассказать историю жизни, не забыть об эмоциональном бэкграунде героя, о его отношениях с окружающими и с самим собой, о шумных концертах в окружении миллионов человек и одиночестве, о дружбе и предательстве, любви и ненависти.

Он, как я уже сказал, не поменял структуру сюжета картины, но изменил способ его подачи, причём настолько радикально, что изменился и жанр фильма.

С этого и стоит начать. Это не музыкальный байопик. Это настоящий биографический мюзикл. Музыка — неотъемлемая часть сюжета, средство рассказа истории, способ выражения чувств героев и их перемещения во времени и пространстве. Поёт (и играет на музыкальных инструментах) здесь, кстати, не один Терон Эджертон, лучше которого мне трудно представить кого-то в роли Элтона. Поют практически все участники той или иной сцены.

Второй момент — очень интересный художественный приём, заключающийся в развитии одного героя в сразу двух временных промежутках. Фильм начинается с того, что Элтон в экстравагантном костюме, чем-то напоминающем образ дьявола, приходит на собрание общества анонимных одержимых, рассказывает кто он и как стал таким.

Но во время повествования об особо тяжелых моментах в его жизни, мы видим его эмоции и как он сбрасывает свой сценический костюм, переодеваясь в повседневную одежду. То есть в своём рассказе его образ развивается от Реджинальда Дуайта до Рокетмена, а в реальном времени от Рокетмена к Элтону Джону, и, наконец, к принятию себя, как Реджинальда Дуайта. Я не хочу рассказывать, как это произойдёт, вы должны увидеть это сами.

Третий момент — работа с темами фильма. Одиночество, непринятие самого себя, «пока себя не полюбишь, тебя никто не полюбит». Вам кажется, что это очень глубоко для мюзикла? Нисколько. Все эти темы раскрываются в фильме. Пусть порой некоторые из их аспектов проваливаются, но они не теряются и продолжают развиваться.

Ну и напоследок хочу рассказать о, возможно, менее заметных, но не менее приятных аспектах фильма: постановке сцен и работе авторов с кадром. Постановку я уже хвалил в обзоре «Богемской Рапсодии» и здесь она на таком же высоком уровне. Говоря о работе с кадрами, не могу не отметить их композицию и стиль. Некоторые хочется иметь у себя в виде отдельных фотографий. Уверен, фотографы меня поймут.

Естественно, я не могу не упомянуть, что российский прокатчик вырезал из ленты несколько минут хронометража, в основном со сценами употребления наркотиков и гомосексуальными сценами. Без них фильм не становится плохим. Да, из-за их отсутствия порой возникают некоторые вопросы к мотивации персонажей, но принимая во внимания контекст событий, вы понимаете, что произошло в тот или иной момент, потому что одна вырезанная сцена — пик конфликта, который и так довольно долго назревал, а вторая — употребление наркотиков. Поверьте, вы и так поймете в какой момент Элтон находится в трипе.

Однако, под нож попала и сцена из финальных титров, которая была завершением одной из тем картины. Поэтому утверждение «все эти темы раскрываются в фильме» актуально только для полной версии картины, которую вы сможете увидеть в сети кинотеатров «Пионер» на английском языке с русскими субтитрами. Советую воспользоваться этой возможностью.

С вырезанными сценами или без, у Декстера Флетчера получился образцовый биографический мюзикл. Видно, что при работе над уже не раз упомянутой «Богемской Рапсодией», режиссёр оказался в ловушке незаконченного фильма, когда поздно менять что-то кардинально, а историю всё-таки нужно завершить.

«Рокетмен» же дал ему шанс снять баойпик так, как хочет он — максимально не похоже на других представителей жанра.

Ну и конечно, я не могу снова не вспомнить исполнителя главной роли — Терона Эджертона. У него было немало хороших фильмов, но здесь он превзошёл самого себя. Невероятная игра.

Фанат вы Элтона Джона, любитель ли вы действительно хорошего кино или простой неискушенный посетитель кинотеатра, находящийся в поисках мощнейшего заряда положительных эмоций, поверьте — «Рокетмен» вас не разочарует.

Источник:
http://mews.biggeek.ru/obzor-filma-roketmen/