Буддийский календарь

Буддийский календарь

Буддийский календарь используется в Таиланде (наряду с григорианским), в Лаосе, Камбодже, а так же в Мьянме и на Шри-Ланке. Ранее использовался в Китае.

Буддийский календарь был перенят у индуистов. Он основывается на фазах луны, его иногда так и называют — лунный.

Начало летоисчисления по буддийскому календарю начинается с момента ухода Будды в нирвану.

Данная система летоисчисления опережает общепринятую григорианскую на 543 года, так что по буддийскому календарю сейчас 1554 год.

В Таиланде пользуются именно такой системой, лишь для иностранных граждан в тех или иных случаях может быть сделано исключение.

Буддийский календарь имеет огромное значение для народа с буддийскими традициями, так как в соответствии с календарем празднуются важные события, а так же объясняются важные в году астрономические и метеорологические события.

В соответствии с буддийским календарем население определяет наиболее благоприятное время для проведения сельхоз работ.

Так же календарь помогает при составлении индивидуальных астрологических прогнозов, гороскопов.

Система буддийского летоисчисления берет начало из китайского календаря, самого древнего из всех, что существуют на территории Центральной и Восточной Азии.

Такой календарь символизирует собой фундаментальную идею китайской цивилизации о гармонии и единстве между тремя силами мироздания: Небо, Земля и Человек. Сегодня же данный принцип может быть воплощён в самых неожиданных вариантах, таких, например, как интерактивная карта Украины затока Днестровского лимана на которой ассоциируется с Землёй, карта от API Google Maps — с Небом, а читатели — с Человеком.

Китайский календарь обосновал связь между земными и небесными процессами и человеческой деятельностью; он был очень тесно связан не только с природой, но и с человеком. Кстати говоря, в китайской медицине выделяют 365 основных точек на теле человека, в соответствии с числом дней в году.

В буддийском календаре начало первого месяца в новом году выпадает всегда на первый день убывающий луны, в декабре. Так, номера месяцев в буддийском лунном календаре смещены на месяц назад, если учитывать солнечный календарь. Месяцы такого лунного календаря имеют номер, а не название, причем, первые два нумеруются по-китайски (1ый, дыан ай — декабрь, 2ой, дыан йи — январь) а остальные по-тайски.
В буддийском календаре, как и в нашем, в неделе 7 дней.

Интересно, что дни недели связаны с планетами и стихиями. Например, первый день является днем Солнца, второй — Луны, третий — Огня, четвертый — Воды, пятый день является днем Дерева, шестой — Металла и последний, седьмой, — день Земли.

Так же, каждому дню соответствует знак Зодиака, который еженедельно меняется, как только проходит годовой цикл.

Источник:
http://kartinamira.info/culture/614-buddiiskii-kalendar

Буддийский календарь

Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом.

В Центральной и Восточной Азии с древних времен велись тщательные астрономические наблюдения за движением Солнца, Луны, Юпитера, Сатурна, других планет, звезд и созвездий, которые и легли в основу календарного счисления времени.

Основой для календарных систем буддийских стран стал китайский календарь — самый древний из всех календарей Центральной и Восточной Азии. Значение этого календаря далеко не ограничивается хронологией: он является едва ли не самым наглядным и полным воплощением фундаментальной для китайской цивилизации идеи гармонического единства трех сил мироздания — Неба, Земли и Человека. Он выявлял и вместе с тем обосновывал взаимное соответствие процессов земной, небесной и человеческой деятельности. Этот календарь отличался необычайной жизненностью и убедительностью, поскольку отражал не только закономерности в природе, но и был теснейшим образом связан с хозяйственной деятельностью, со всеми сторонами быта, навыков и знаний китайцев. Достаточно сказать, что китайская медицина различает в теле человека 365 основных чувствительных точек — по числу дней в году.

В понятиях астрономии универсализм китайского календаря проявился искусным сочетанием лунного и солнечного ритмов, причем в качестве основной единицы измерения времени было принято чередование фаз луны. В китайском календаре начало месяца всегда совпадает с новолунием, а середина — с полнолунием. Тридцать лунных дней составляют месяц, а двенадцать лунных месяцев — год.

Влияние лунного календаря проявилось и в тенденции соотносить обряды с тем числом месяца, которое соответствовало его порядковому номеру в годовом цикле. Эта тенденция зародилась в первые века нашей эры и к эпохе позднего средневековья уже определяла даты совершения сезонных обрядов во 2, 3, 5, 6, 7 и 9-м месяцах.

Вместе с тем в Китае, в стране развитого земледелия, не могли не учитывать и годовое движение солнца, определявшее смену сезонов и, следовательно, характер и сроки сельскохозяйственных работ. Подобно многим другим народам, китайцы с древности различали 12 созвездий солнечного Зодиака, которым были присвоены названия животных. Впоследствии в буддийской традиции даже сложилась легенда о том, что Будда перед уходом в Нирвану призвал к себе всех животных, однако проститься с ним пришли только Мышь, Корова, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда вручил каждому из этих животных по одному году для управления, причем годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний «цикл животных».

Китайские астрономы с глубокой древности умели поддерживать соответствие солнечного и лунного ритмов в календаре. С этой целью семь раз в девятнадцать лет в календарь вставлялся дополнительный месяц, причем делалось это таким образом, чтобы не нарушить соотношение лунного и солнечного календаря в годовом цикле.

Новый год по китайскому лунному календарю наступает в первое новолуние после вхождения Солнца в созвездие, именуемое в западной традиции Водолеем. По григорианскому календарю это происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. Тибетский и монгольский календари имеют расхождения с китайским в пределах от двух недель до одного месяца, поскольку протяженность месяцев этих календарей различна, и Новый год в Тибете и в Монголии отмечается в феврале — марте, после его наступления по китайскому календарю. В странах Юго-Восточной Азии (кроме Вьетнама), где используется индийский лунный календарь, Новый год отмечается в середине апреля.

Характерной особенностью этого календаря является система летосчисления по шестидесятилетнему циклу (кит. ганьчжи), принцип составления которого заключается в совмещении «десяти стволов» и «двенадцати ветвей».

«Десятью стволами» (кит. шигань, тиб. джунба, монг. табан махабоди) называются десять особых циклических знаков, которые соотносятся с Небом и пятью формами проявления единой мировой энергии, пятью «элементами» или «стихиями» (кит. усин, санскр. махабхути), имеющими следующие наименования:

Дерево — проявляется как рождение, развитие, созидание, распространение и движение;

Огонь — проявляется как рост, жар, страсть, агрессивность, прояснение, трансформация и уничтожение;

ЗемляМеталл — проявляется как твердость, острота, сухость, холодность, чистота, справедливость и старость;

Вода — проявляется как способность принятия любых форм, проникновение, увлажнение, инерция, покой, скрытая сила, холод и смерть.

Каждая из стихий управляет двумя годами, так как имеет две природы, соответствующие двум началам бытия (кит. ян и инь) — «жесткому» и «мягкому», «мужскому» и «женскому», «явленному» и «сокрытому» и т.д. Таким образом выстраивается ряд из десяти циклических знаков, обозначающих стихии и их природу («мужскую» — нечетные знаки: 1, 3, 5, 7, 9 и «женскую» — четные знаки: 2, 4, 6, 8, 10). Каждой стихии соответствует свой символический цвет и своя планета.

(В индийской астрологии, которая используется в Тибете наряду с китайской, стихии Дерево соответствует Воздух, а стихия Металл объединена со стихией Земля).

Знаки 12-летнего «цикла животных» получили название шиарчжи (тиб. локхор) — «двенадцать ветвей». Эти знаки соотносятся с Землей и имеют разнообразное применение: они служат для обозначения периодов времени — эпох, лет, месяцев, порядкового числа дней и времени суток. 12 знаков «цикла животных» также олицетворяют 12 видов влияния космической энергии на человека, которые особо проявляются в год его рождения, формируют его характер и во многом определяют его дальнейшую судьбу.

Характеристика каждого года в этом двенадцатилетнем цикле складывается из наименования управляющего им знака «ветвей» и одного из знаков «стволов» и его символического цвета.

Так как знаков «ветвей» на два больше, чем знаков «стволов», то при 11-м знаке «ветвей» повторяется первый знак «стволов», и благодаря этому сдвигу первый знак «стволов» совпадает с первым знаком «ветвей» после шестикратного повторения, тогда как «ветви» за этот срок повторяются только пять раз. Началом очередного цикла считается тот год, в который совпадают 1-й циклический знак и 1-й знак Зодиака.

Согласно буддийскому преданию, эту календарную систему проповедовал сам бодхисаттва мудрости Манджушри.

За начало циклической эры, т.е. за первый год первого цикла, принят год Дерева-Мыши, соответствующий 2637 г. до н. э. Эта дата связана с первым годом царствования легендарного родоначальника китайской цивилизации императора Хуанди.

К настоящему времени прошло 77 полных циклов, и с 1984 г. начался 78-й цикл, а следующий, соответственно, начнется с 2044 года.

Читайте также  Беседки во дворе частного дома своими руками: фото, выбор материала

Таким образом, различные порядки счисления времени и устанавливаемые ими соответствия между космическими силами и явлениями складываются в единую космологическую систему, объединяющую циклическое и линейное время. Неудивительно, что календарь почитался как одна из священных регалий власти и в самом Китае, и в тех странах, где он впоследствии начал использоваться. Сакрализация календаря как в духовной практике, так и в категориях государственной политики основывалась на понимании календаря как универсального воплощения целостности пространства и времени, хаоса (хуньдунь) — бесконечного богатства разнообразия, которое являлось «отсутствующим» в любой точке пространства и времени, но выступало подлинным условием самодостаточности каждого момента бытия. Отсюда и выдвигавшееся китайской традицией требование неповторяемости, ежедневного обновления (жи синь), распространявшееся на все области человеческой деятельности — от принятия важных государственных решений до занятий гимнастическими упражнениями и стрижки волос.

С другой стороны, буддийская концепция перерождений рассматривает появление человека в мире как практически непредсказуемое проявление закона кармы, а не результат линейного исторического развития. Поэтому в отличие от календарных традиций иудаизма, христианства и ислама, в которых хронология была необходима для отсчета времени от Сотворения мира, Рождества Христова и хиджры (переселения Мухаммеда из Мекки в Медину), буддийская традиция не придавала линейности и хронологии никакого значения. Принцип хронологического летосчисления был введен в буддизме лишь в начале 50-х гг. ХХ в., чтобы отметить в 1956 г. 2500-летие со дня Ухода в Нирвану (Паринирваны) Будды Шакьямуни. При этом за точку отсчета был взят 544 г. до н. э. — год, в котором согласно преданию произошло это событие. Он и считается первым годом эры Нирвана — общебуддийского летосчисления, применяемого в настоящее время. Таким образом, 2000 год по григорианскому календарю считается 2544 годом эры Нирвана. Однако в каждой буддийской стране по-прежнему продолжает использоваться собственная традиционная и исторически сложившаяся система календарных расчетов и хронологии. Например, в тибетском календаре летосчисление ведется от так называемого «царского года» — года восшествия на престол первого царя Тибета Ньятри Ценпо, которое произошло в 127 г. до н. э. (поэтому 2000 год соответствует 2127 году тибетского календаря) и т. д.

В Корее, Японии и в странах Юго-Восточной Азии календарь 60-летнего цикла начинает использоваться с IV-IX веков, т.е. в период распространения и утверждения там буддизма.

В Тибете китайский лунный календарь впервые появляется во время правления царя Сонгцэна Гампо (627-650 гг.), когда его жена, китайская принцесса Вэньчэнь, привезла с собой астрологические трактаты. В Монголии двенадцатилетний цикл Зодиака животных впервые был введен в 1210 г., 60-летний цикл появился в начале XIV в., а календарно-астрологическая система (Зурхай) окончательно сформировалась уже к концу XVI в., когда в стране утвердилось учение школы Гэлугпа.

Бурят-монгольский календарный цикл, как и китайский, начинается с года Дерева-Мыши, тогда как тибетский — с года Огня-Кролика. Это объясняется тем, что в 1027 г. (год Огня-Кролика) кашмирский монах Соманатха ввел в Тибете индийскую астрологическую систему Калачакры (тантрического буддизма), которую по преданию Будда Шакьямуни проповедовал в конце своей жизни. Таким образом, за первый год шестидесятилетнего цикла в тибетском календаре принимается «женский» год Огня-Кролика, а началом года (по Калачакре) считается 1-й день третьего месяца китайского лунного календаря, выпадающий на середину апреля календаря григорианского. По названию первого года и сам цикл получил в Тибете название Рабджун. В результате введения Калачакры в тибетском буддизме были приняты две календарно-астрологические системы — индийская (Карци), называемая «белой» и китайская (Джунци), называемая «черной». (Названия «белая» и «черная» были даны в соответствии с преобладающими цветами одежд, которые носили жители Индии и Китая). «Белая астрономия» нашла большое применение в летосчислении (календарях и хронологических таблицах), тогда как положения «черной астрономии» используются преимущественно в астрологии.

Источник:
http://www.sunhome.ru/religion/12056

Календарь сверстан на основе Буддийского календаря 2018-2019 Геше Джампа Тинлея изданного ООО «Издательство Дже Цонкапа».

Вообще же, следует помнить, что характеристики какого-либо дня не являются чем-то абсолютным, а лишь отражают определенные тенденции, представляющие этот день с точки зрения тибетской астрологии. Поэтому, если на какой-то день приходятся неблагоприятные характеристики, не надо слишком бояться, нужно только постараться быть более внимательным и осторожным.

Дни стрижки волос:

Благоприятные лунные дни: 3 и 5 — для обретения богатства, 8 — для долгой жизни, 10 — для увеличения могущества, 11 — для проницательности органов чувств, 13 — для порождения блага, 14 — для обретения богатства, 19 — для блага и дружбы, 22 и 23 — для обретения пищи и питья, 26 и 27 — для обретения счастья.

Неблагоприятные лунные дни: 1, 2, 7, 9, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 24, 25, 28, 29. Стрижка волос в эти дни может привести к потере жизненной силы.

Остальные дни месяца являются в этом отношении нейтральными.

4, 15 и 29 лунные дни являются неблагоприятными для того, чтобы начинать лечение и для проведения медицинских процедур.

Чтобы использовать методы тибетской астрологии, в первую очередь вам нужно точно знать животное и элемент года вашего рождения по тибетскому лунному календарю. При этом нужно учитывать, что по лунному календарю год начинается не с 1 января, первый день нового года приходится на период с января по март.

Благоприятные и неблагоприятные дни недели в зависимости от года Вашего рождения
(знака животного)

Согласно тибетской астрологии, для каждого знака животного 12-летнего цикла существуют три особых дня недели: Ла, Сог и Шед. Дни Ла и Сог являются благоприятными для любой деятельности (особо благоприятен день Ла). День Шед — это плохой, неудачный день, в такой день лучше воздержаться от активных действий. Так, например, для человека, родившегося в год собаки, благоприятные дни — понедельник и среда, а четверг для него неудачный лень.

Индивидуальные астрологические аспекты года Земли-собаки

Чтобы определить, какое влияние окажет на того или иного человека наступивший год, в тибетской астрологии традиционно используют пять аспектов состояния человека: Сог (жизнь), Лу (физическое тело), Ванг (могущество — способность влиять на события и достигать результата), Лунгта (удача) и Ла (защита, жизненная сила). Состояние этих аспектов указано для каждого года рождения в соответствующей строке.

Всего существует шесть степеней благоприятности пяти аспектов состояния человека:

5 — превосходно;
4 — очень хорошо;
3 — умеренно хорошо;
2 — нейтрально;
1 — умеренно плохо;
0 — очень плохо.

Если какие-либо индивидуальные аспекты текущего года для вас неблагоприятны, т.е. в строке года вашего рождения баллы ниже чем нейтрально, рекомендуется выполнять следующие действия:

Если есть признаки некоторой опасности для жизни (столбец Сог жизнь), следует избегать экстремальных ситуаций, Полезно будет получить посвящение долгой жизни (Цеванг), читать Сутру долгой жизни (Цедо), заказывать ритуалы продления жизни (Цедуп, Цетар, Соглу). Благоприятно спасение животных от гибели. Следует помогать бедным и нуждающимся людям, подавать милостыню.

Лу (тело) ниже чем нейтрально, указывает на подверженность болезням. Полезно читать «Восхваление 21 Тары», Сутру Сердца, принимать однодневные обеты Махаяны, делать практику Будды Медицины, подносить светильники Трем Драгоценностям, делать ца-ца. Благоприятно заказывать ритуалы продления жизни, «за здоровье» и «открытия дороги».

Ванг (могущество) ниже чем нейтрально, не стоит начинать сложные дела, которые потребуют проявления ваших способностей. Полезно делать подношения ламам, монахам, монастырям, подносить светильники Трем Драгоценностям, помогать нуждающимся.

Лунгта (удача) ниже чем нейтрально, возможна потеря уважения окружающих, возникновение неблагоприятных ситуаций. Полезно вывешивать молитвенные флаги лунгта (химорин), читать Сутру Дуккар, Сутру Цедо, Сутру Сердца, заказывать молитвы «за удачу».

Ла (защита) ниже чем нейтрально, возможно ослабление внимания, возникновение депрессии и чувства хронической усталости. Полезно заказывать ритуал возвращения Ла (Лагук), а также ритуал продления жизни (Цедуп).

Нужно иметь в виду, что если показатели во всех аспектах выше чем нейтрально — это тоже не очень хорошо. Полезно читать «Восхваление 21 Тары», заказывать ритуал Палден Лхамо, совершать практики очищения, совершать паломничества по святым местам.

Источник:
http://www.sholban.ru/12-%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C.html

Буддийские праздники и особенные дни по лунному календарю

Ближайшие особенные дни — смотри Календарь мероприятий.

Тибетский календарь опирается на точных расчетах, отличающихся от европейской астрологической традиции. Точка отсчета здесь — это фазы луны, а не солнца, как в западной традиции. Длины фаз луны и солнца отличаются, поэтому каждый год необходимо подгонять лунный календарь к солнечным циклам дня и ночи. Иногда случается, что какой-то день должен быть пропущен (например за третьим днем сразу наступает пятый) либо продублирован (например появляются два четвертых дня подряд). Бывает и так, что и весь месяц дублируется.

Одним из последствий этой системы является тот факт, что даты буддийских праздников и годовщин подвижны. Только некоторые годовщины связанные с великими современными ламами, празднуются по западному календарю.

В тибетской астрологии существуют различные системы расчетов. Мы решили использовать общую тибетскую традицию, приняв за образец расчеты из Дхармасалы, т.к. в монастыре Бенчен, филиалом которого мы являемся, все религиозные праздники и годовщины в настоящее время отмечаются согласно именно этой традиции.

Читайте также  Джей Зи и Бейонсе: измены, примерение, свадьба и рождение детей - личная жизнь и история любви, новости и фото 2020

Знание тибетской системы астрологии требует многих лет учебы. В Польше у нас нет специалистов в этой отрасли, поэтому в нашей редакции мы опираемся на образцы разработанные образованными тибетскими астрологами.

СПИСОК ОСОБЕННЫХ ДНЕЙ

Четыре главных буддийских праздника связанны с жизнью Будды Шакьямуни. Последствия всех поступков совершенных в эти дни увеличиваются в 10 миллионов раз:

  1. Чётрул Дычен – кульминация, последний из пятнадцати дней нового года, во время которых Будда Шакьямуни показывал различные чудеса, чтобы пробудить преданность в своих будущих учениках.
  2. Сага Дава Дычен – день Пробуждения и Паринирваны Будды Шакьямуни. В возрасте тридцати пяти лет Будда достиг Пробуждения в Бодхгайя.
  3. Чёкхор Дычен – через семь недель после достижения Просветления, Будда Шакьямуни, по просьбе богов Индры и Брахмы, первый раз обернул Колесом Дхармы. Первых своих учеников он учил «Четырем Благородным истинам».
  4. Лха Баб Дычен – Будда Шакьямуни вернулся на землю с неба Индры. Пребывал там три месяца, обучая Дхарме свою мать, которая умерла вскоре после родов. Отблагодарив этим за всю доброту, которую получил от нее.

День Будды Медицины и Зеленой Тары – восьмой день месяца. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Делается упор на практику медитации.

День Гуру Ринпоче – десятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Рекомендуется делать подношения цок, а также особенно поддерживать практику осознанности.

День Дакинь – двадцать пятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Имеет такое же значение как день Гуру Ринпоче. Практикуется цок и совершается множество подношений.

День Защитников – двадцать девятый день. Кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на очищение негативностей и пост. Признание ошибок и очищение нарушенных обетов. Подношение цок.

Полнолуние — кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на спасение жизни животных.

Новолуние — кармические последствия всех поступков увеличиваются в 100 раз. Усилия кладутся на спасение жизни животных.

Весак – в традиции тхеравады праздник рождения, Пробуждения, а также ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни. Обычно это полнолуние четвертого месяца лунного календаря, хотя в разных буддийских традициях может выпадать и в другие дни. В течение нескольких лет, различные буддийские группы в Польше совместно празднуют его в ближайшее воскресенье к фактической дате.

Источник:
http://benchen.org.pl/ru/kalendar-tibetskij/buddijskie-prazdniki-i-osobennye-dni-po-lunnomu-kalendaryu

Буддийский календарь — Buddhist calendar

Календарь буддийский представляет собой набор лунно — солнечных календарей , используемый главным образом в материковой части Юго — Восточной Азии , странах Камбоджи , Лаоса , Мьянмы и Таиланда , а также в Шри — Ланке и китайского населения в Малайзии и Сингапуре для религиозных или официальных мероприятий. Хотя календари имеют общую родословную, они также имеют незначительные, но важные вариации, такие как графики вставок , названия и нумерация месяцев, использование циклов и т. Д. В Таиланде название Buddhist Era — это система нумерации лет , используемая в традиционном тайском лунно-солнечном календаре. и по тайскому солнечному календарю .

Лунно-солнечные календари Юго-Восточной Азии в значительной степени основаны на более старой версии индуистского календаря , в котором в качестве солнечного года используется сидерический год. Одно из основных отличий состоит в том, что системы Юго-Восточной Азии, в отличие от своих индийских собратьев, не используют кажущуюся систему исчисления, чтобы оставаться синхронизированными с сидерическим годом. Вместо этого они используют свои версии цикла Метоника . Однако, поскольку цикл Метона не очень точен для сидерических лет, календарь Юго-Восточной Азии медленно дрейфует от синхронизации со звездным, примерно на один день каждые 100 лет. Однако никаких скоординированных структурных реформ лунно-солнечного календаря не проводилось.

Сегодня традиционный буддийский лунно-солнечный календарь используется в основном для буддийских фестивалей Тхеравады и больше нигде не имеет статуса официального календаря. Тайская буддийская эра, перенумерованный григорианский календарь , является официальным календарем в Таиланде.

Содержание

Методология расчета текущих версий буддийских календарей Юго-Восточной Азии в значительной степени основана на бирманском календаре , который использовался в различных королевствах Юго-Восточной Азии вплоть до XIX века под именами Чула Сакарат и Джолак Сакарадж . Бирманский календарь, в свою очередь, был основан на «оригинальной» системе Сурья Сиддханта древней Индии (которая считается школой Ардхаратрика). Одно из ключевых отличий от индийских систем состоит в том, что бирманская система следовала разновидности цикла Метоника . Неясно, откуда, когда и как была введена система Метоник; гипотезы варьируются от Китая до Европы. Таким образом, бирманская система и системы Юго-Восточной Азии используют «странную» комбинацию сидерических лет из индийского календаря в сочетании с циклом Метона, лучше для тропических лет .

Эпохальная дата

Во всех традициях Тхеравады эпохальная дата календарного года 0 — это день, когда Будда достиг париниббаны . Однако не все традиции сходятся во мнении, когда это действительно произошло. В бирманской буддийской традиции это было 13 мая 544 г. до н.э. (вторник, полнолуние Касона 148 Анджанасакараджа). Но в Таиланде это было 11 марта 545 г. до н.э., дата, которую нынешние тайские лунно-солнечный и солнечный календари используют в качестве эпохальной даты. Тем не менее, тайские календари по какой-то причине зафиксировали разницу между нумерацией буддийской эры (BE) и нумерацией христианской / нашей эры (CE) в 543, что указывает на эпохальный год 544 г. до н.э., а не 545 г. до н.э. В Мьянме разница между BE и CE может составлять 543 или 544 для дат нашей эры и 544 или 543 для дат до нашей эры, в зависимости от месяца буддийской эры (поскольку буддийский календарь пересекается с григорианским календарем — в настоящее время с апреля по апрель) .

Календарь распознает два типа месяцев: синодический месяц и сидерический месяц . Синодические месяцы используются для составления лет, в то время как 27 лунных сидерических дней (санскрит: накшатра ), наряду с 12 знаками зодиака, используются для астрологических расчетов. (Бирманский календарь также признает солнечный месяц под названием Турия Матха , который определяется как 1/12 года. Но солнечный месяц зависит от типа года, такого как тропический год, звездный год и т. Д.)

Растущая и убывающая

Дни месяца делятся на две половины: возрастающую и убывающую. 15-е число растущей — это гражданский день полнолуния. Гражданский день новолуния — последний день месяца (14 или 15 убывающего). Из-за неточности календарных расчетных систем среднее и реальное (истинное) Новолуния редко совпадают. Среднее Новолуние часто предшествует настоящему Новолунию.

Количество дней в месяц

Поскольку синодический лунный месяц составляет приблизительно 29,5 дней, в календаре чередуются 29 и 30 дней.

Нумерация месяцев

Различные региональные версии Чула Сакарата / бирманского календаря существовали в различных регионах материковой части Юго-Восточной Азии. В отличие от бирманских систем, системы Kengtung, Lan Na, Lan Xang и Sukhothai обозначают месяцы числами, а не именами. Это означает, что чтение древних текстов и надписей в Таиланде требует постоянной бдительности не только для того, чтобы убедиться, что кто-то правильно работает в правильном регионе, но и для изменений внутри самих регионов, когда вторжения вызывают различия в практике.

Буддийский календарь — это лунно-солнечный календарь, в котором месяцы основаны на лунных месяцах, а годы — на солнечных годах . Одна из его основных задач — синхронизировать лунную часть с солнечной. Лунные месяцы, обычно двенадцать из них, состоят попеременно из 29 дней и 30 дней, так что нормальный лунный год будет содержать 354 дня, в отличие от солнечного года из

365,25 дней. Следовательно, необходимо какое-то прибавление к лунному году (интеркаляции). Общая основа для этого — 57-летние циклы. Одиннадцать дополнительных дней вставляются каждые 57 лет, а семь дополнительных месяцев по 30 дней вставляются каждые 19 лет (21 месяц из 57 лет). Это дает 20819 полных дней для обоих календарей. Этот 57-летний цикл обеспечит средний год около 365,2456 дней и средний месяц около 29,530496 дней, если не исправить.

Таким образом, календарь добавляет вставочный месяц в високосные годы и иногда также вставочный день в большие високосные годы. Вставной месяц не только корректирует длину года, но и исправляет накопленную ошибку месяца до половины дня. Средняя продолжительность месяца дополнительно корректируется путем добавления одного дня к Найону через нерегулярные интервалы — чуть более семи раз за два цикла (39 лет). Вставной день никогда не вставляется, за исключением года, в котором есть вставочный месяц. В индуистский календарь вставляется вставочный месяц в любое время года, как только накопленные дроби составляют один месяц. Однако в бирманском календаре вставочный месяц всегда вставляется в одно и то же время года, после летнего солнцестояния, а в араканском календаре — после весеннего равноденствия .

Бирманский

Фактический бирманский календарный год состоит из 354, 384 или 385 дней.

Читайте также  Муж Анастасии Кожевниковой – Кирилл Снитков: свадьба певицы и личная жизнь до того, как она вышла замуж

Примечание: в араканском календаре добавочный день добавлен в тагу, а не в найоне.

Камбоджийский, лаосский и тайский

В камбоджийском, лаосском и тайском лунно-солнечных календарях используется несколько иной метод определения вставочного дня. Вместо високосного года, как в бирманской системе, тайская система помещает его в отдельный год. Таким образом, в тайском малом високосном году 355 дней, а в большом високосном — 384 дня.

День нового года

Поскольку основная цель буддийского календаря — идти в ногу с солнечным годом, новый год всегда отмечается солнечным годом , который приходится на то время, когда Солнце входит в знак Овна . Дата, которая в настоящее время приходится на 17 апреля, медленно менялась на протяжении веков. В 20 веке Новый год приходился на 15 или 16 апреля, но в 17 веке он приходился на 9 или 10 апреля. Таиланд и Камбоджа больше не используют традиционный лунно-солнечный календарь для празднования Нового года.

Камбоджийская, лаосская и тайская системы дают названия животным годам из 12 цикла. Эта практика существовала также в Бирме в языческий период, но позже вымерла.

Камбоджийский календарь также поддерживает 10-летний цикл именования (от одного до десяти). Камбоджийцы используют несколько систем для определения данного года. Например, 2017 определяется как 2561 буддийская эра, год Петуха, Нуппасак (9 год). В тайском лунном календаре также используется такой же пронумерованный 10-летний цикл. Каждое число в цикле соответствует последней цифре года в календаре Чула Сакарат .

В буддийских календарях Юго-Восточной Азии используются лунные месяцы, но они стараются идти в ногу с солнечным годом, вставляя вставочные месяцы и дни в цикл Метона (в случае бирманского календаря — в модифицированный цикл Метона). Однако солнечный год, определенный буддийскими календарями, на самом деле является сидерическим годом , который почти на 24 минуты длиннее фактического среднего тропического года . Поэтому, как и все сидерические календари, лунно-солнечные календари медленно отдаляются от времен года. Календари смещаются на один день примерно каждые 60 лет и 4 месяца.

Накапливающийся дрейф по сезонам означает, что Новый год, который раньше приходился на 22 марта (около весеннего равноденствия ) в 638 году нашей эры, теперь выпадает на 17 апреля 2013 года нашей эры. Нет никаких известных согласованных на международном уровне усилий, чтобы остановить этот дрейф. Таиланд переместил свою «буддийскую эру» на григорианский календарь под названием тайский солнечный календарь . В Мьянме бирманские календари пытались решить эту проблему, периодически изменяя график интеркаляции в цикле Метона. Одним из основных недостатков этого подхода является то, что невозможно публиковать календари будущего более чем на несколько лет (часто даже на год) вперед.

Буддийская эра впервые появилась в Юго-Восточной Азии вместе с буддизмом в первые века нашей эры. Это был не отдельный календарь, а просто система нумерации лет, в которой использовались методы организации и расчета преобладающих лунно-солнечных календарей, используемых во всем регионе. В первые века нашей эры опорным гражданским календарем буддийского календаря, распространенного в Юго-Восточной Азии, была Сака Эра (Эра Махасакараджа) , которая, как говорят, была принята государством Пью в Шри Кшетре в 80 году нашей эры. Сакская эра постепенно сменилась бирманской эрой или куласакараджем, сначала в Мьянме в 640 году нашей эры, а в других королевствах Тхеравады в Юго-Восточной Азии между 13 и 16 веками. Буддийская традиция Тхеравады также признает добуддийскую Анджана Сакарадж (Эра Анджаны), поскольку события жизни Будды записаны в эту эпоху.

Источник:
http://ru.qaz.wiki/wiki/Buddhist_calendar

буддийский используется с небольшими различиями в странах южного буддизма — Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке; а также в странах северного буддизма: в Тибете до аннексии Китаем, Непале, Бутане, отдельных штатах и регионах Индии (Сикким, Ладак), в Японии и др.

Буддийский календарь еще называют лунным, поскольку он основан на фазах луны.

Начало летоисчисления буддийского календаря в южном буддизме ведется с года осуществления Буддой Шакьямуни Паринирваны и опережает григорианское летоисчисление на 543 года.

Таким образом, 2016 год соответствует 2559 году по буддийскому календарю.

Содержание

Тибетский календарь

История буддийского календаря в Тибете восходит к 1027 году, когда появился тибетский перевод Калачакра-тантры, ставшей очень известной и получившей распространение во всех буддийских традициях Тибета. Именно и з этой системы берут начало астрологические представления буддистов Тибета, Монголии и России, а также популярный лунный календарь 60-летних циклов летосчисления, каждый из которых подразделяется на пять 12-летних малых циклов. 1027 год Огненного Кролика — время, когда в Тибете был введен астрологический календарь на основе китайского лунного календаря, поскольку он также строился на 60-летних циклах. В соответствии с новым календарем были рассчитаны все предыдущие события.

Тибетский календарь делится на основные циклы по шестьдесят лет. Эти шестидесятилетние циклы в свою очередь делятся на пять меньших двенадцатилетних циклов, каждый год которых определяется названием животного, птицы или рептилии. Двенадцать лет также последовательно связаны с различными Элементами. Таких Элементов пять, со сменяющимися мужскими и женскими аттрибутами.

Шестнадцатый цикл закончился в 1986 году годом Огненного Тигра. Таким образом, мы живем в семнадцатом цикле, и 2004 год был годом Деревянной Обезьяны. Тибетский год основан на двенадцати лунных месяцах и длится 360 дней. Чтобы не было расхождения с солнечным годом (365,25 дней) каждые три года добавляют «быстро растущий» месяц. Существуют разумные вычисления, того, какой месяц будет «быстро растущим». И этот определенный месяц просто повторяется. В 1997 году пятый месяц года Огненного Быка повторялся.

В зависимости от точного сдвига, пять или шесть дней из тибетского года исключаются, если сдвиг происходит позже, и это делают дважды, если сдвиг происходит раньше. Для того чтобы перевести дату Западного календаря на тибетский календарь или наоборот, используют наиболее точный календарь «тибетский календарь традиции Цурпху», разработанный Третьим Кармапой Ранджунгом Дордже.

Из-за быстрорастущего месяца день нового года (Лосар) тибетского календаря передвигается между февралём и мартом. Месяц начинается в новолуние и 15 день соответствует полнолунию.

В центре рисунка — астрологическая диаграмма, которую начертал Манджушри на нижнем панцире черепахи. Во внутреннем центральном круге тибетские цифры от одного до девяти, расположенные в форме «волшебного квадрата», известного как «девять мева», число «пять» находится в середине, а остальные восемь цифр располагаются вокруг так, что их сумма составляет пятнадцать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Во втором круге восемь лотосовых лепестков, в каждом из которых содержится одна из восьми возможных комбинаций или фигур, образованных линиями инь и ян, которые создают восемь триграмм, использующихся в китайских предсказаниях.

Тайский календарь

Официальное летоисчисление в Таиланде ведется по буддийскому календарю, хотя, для иностранцев сделано исключение, и год указывается в соответствии с григорианским календарем. Начало первого месяца нового лунного года приходится на первый день убывающей луны в декабре месяце. Таким образом, порядковые номера месяцев лунного календаря смещены на 1 месяц назад по отношению к солнечному календарю. Месяцы лунного календаря не имеют названий, они лишь нумеруются по порядку. Первые два месяца лунного календаря нумеруются по-китайски, остальные — по-тайски:

  • 1-й месяц лунного года, เดือนอ้าย, дыан ай, соответствует декабрю
  • 2-й месяц лунного года, เดือนยี่, дыан йи, соответствует январю
  • 3-й месяц лунного года, เดือนสาม, дыан сам, соответствует февралю
  • и т. д.

Все основные знаменательные даты в тайской культуре привязаны именно к лунному календарю. Так, ключевые буддийские праздники приходятся на полнолуние, ขึ้น ๑๕ ค่ำ, 15-й (он же последний) день возрастающей луны, имеющее ещё ряд названий в тайском языке: สว่างสุกใส เืดือนเพ็ญ วันเพ็ญ พระจันทร์เต็มดวง. На полнолуние приходятся праздники Висакха Буча, Макха Буча, Асалаха Буча, Кхау Пханса, Ок Пханса, Лойкратхонг и другие. Ключевыми лунными днями считаются также 8-й день убывающей луны (แรม ๘ ค่ำ), новолуние (แรม ๑๕ ค่ำ) и 8-й день возрастающей луны (ขึ้น ๘ ค่ำ). Полнолуние и новолуние также считаются большими светлейшими праздниками (วันพระใหญ่), а восьмые дни возрастающей и убывающей луны — малыми светлейшими праздниками (วันพระเล็ก). Наравне с лунным календарем в Таиланде распространен обычный солнечный календарь (григорианский), สุริยคติ, суриякхати, где месяцы имеют свои названия, а не пронумерованы. Любой тайский печатный календарь будет содержать оба этих исчисления, как месяцев, так и года, а дни полнолуния, новолуния и восьмых дней убывающей и растущей луны будут отмечены маленькими фигурками Будды.

1-е января как официальный день перехода в новый год был установлен указом Его Величества Рамы VIII Анантха Махидона 24 декабря 1940 года (2483-й год по буддийскому календарю).

Источник:
http://vbuddisme.ru/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C/